Доступ к финансированию: «Не надо путать бизнес и благотворительность»


Банки кредитуют проекты государственно-частного партнерства там, где они понятны и проработаны. А одна из проблем социальных проектов - это очень низкое качество. Поэтому я бы не согласился с представителем Минэкономразвития: нам очень нужны пилотные проекты, которые показывают, что эти модели успешно работают.

Безусловно, социальные проекты обладают своей спецификой. Это очень низкая окупаемость и длительные сроки, это проекты длинные. Некоторые люди, которые приходят в банки за деньгами на социальные проекты, путают бизнес и благотворительность. Не надо путать. Если вы приходите просто за деньгами, то это одно, это расходные статьи банка. Если же приходите с проектом, который должен окупиться, то ваша работа - объяснить, как он окупится и почему. А наша задача - проверить, так это или нет. Если мы вкладываем деньги на 20 лет, то хотим четкие и понятные гарантии возврата денег.

Когда проект работает, то люди не ходят с протянутыми руками. Вот я уверен, что у Алексея Сиднева, несмотря на все гигантские проблемы с СанПиНом - это же бизнес-модель, он же так деньги зарабатывает на этом. Да, наверное, это сложнее, чем зарабатывать деньги на нефтяной трубе. У Алексея нет нефтяной трубы, но есть красивый проект, который связан с престарелыми. И он не говорит: «Дайте денег нам просто». Он говорит: «Мы пытаемся выстроить ту модель, которая будет работать».

И в этом смысле таких моделей должно быть больше, должны быть какие-то центры, не только ВЭБ, которые будут их собирать и показывать нам, как это работает. Тогда и с кредитованием станет чуть полегче.