Мнение власти: Общий перечень социальных услуг появится в 2015 г.


Есть известное изречение: все, что делает государство, когда-то делал частный сектор. История России заключается в том, что частный сектор был ликвидирован, вся экономика стала государственной. Сейчас созданы базовые условия, чтобы частный сектор развивался в любых сферах, в том числе социальной. Но когда мы говорим о государственных услугах и нормативно-подушевом финансировании, мы не можем не говорить еще и о конституционной гарантии, за которую отвечает государство.

О чем речь? Предположим, мы передаем рынок в любой частный сектор: образовательный, здравоохранение и др. Частный сектор работает на принципах гражданского права и свободы договора: хочу - откроюсь, хочу - закроюсь. Как государству обеспечить исполнение гарантий, если частный бизнес ушел с этого рынка? По Конституции мы же не можем не предоставлять эти услуги населению. Что, государству нужно держать мобилизационные мощности, если частная клиника закроется?

Поэтому, когда мы говорим о развитии конкуренции, о привлечении частного сектора, я хочу, чтобы мы не забывали, что задача государства - обеспечить конституционные гарантии любыми путями, в том числе и с привлечением бизнеса.

Есть два варианта улучшения качества государственных услуг. Первый - увеличение бюджетных ассигнований. Пример такого подхода уже есть, это повышение заработной платы. Я не буду сейчас останавливаться на той задаче, которая сформулирована в указах. Хочу лишь сказать, что с 2004 по 2007 годы заработная плата в бюджетной сфере увеличилась в два раза.

Скажите, в 2007 году кто-то почувствовал улучшение качества? Наоборот, это был период, когда стало понятно, что качество резко ухудшилось. Поэтому правительство, Министерство финансов и другие органы государственной власти задумались над созданием конкуренции на этом рынке. В нерыночном секторе нужно создать квазирыночные инструменты, условия, при которых обеспечен рыночный крах нерыночной организации. Конкуренция - это и есть второй вариант, и многое для ее развития было сделано.

Например, был принят закон о бюджетных учреждениях. До него государство само оказывало услуги, финансировало по смете и полностью отвечало не только за качество и объем конституционных гарантий, но и несло субсидиарную ответственность за бюджетные учреждения. Новый закон по-разному принят в обществе, но мне кажется, противники или не поняли, или не дочитали его до конца. Он создает инструментарий, в соответствии с которым мы переходим от финансирования производства услуги к финансированию исполнения задания на нее. Закон заложил фундамент для реформы в социальной сфере: одномоментно тысячи учреждений вышли из сектора государственного управления, хотя и остались в государственном секторе.

Это важнейшая институциональная реформа, плоды которой мы уже видим. Даже при сущест­вующем ограничении в нормативно-правовом регулировании те субъекты, которые смогли воспользоваться инструментарием закона, серьезно продвинулись. В Москве норматив на одного учащегося в средней школе - 135 тысяч рублей. И появилась реальная состязательность учебных заведений за каждого ученика. Школы работают с родителями, и родители сами идут в школы, выбирая качество.

Но есть еще и третий этап. И о нем мы должны вести речь. Что такое государственное задание? Это императив, бюджетное учреждение не может отказаться от его исполнения. Но нам нужно создать условия, когда мы закупаем услуги на рынке, в том же бюджетном автономном учреждении. В некоторых секторах один из самых эффективных способов этого добиться - дать гражданам возможность самим выбрать, где получить услугу, а не между учреждениями распределять эти лоты. Это можно сделать через ваучеры, сертификаты и т. д. Такие примеры были, но они, к сожалению, оказались недолговечны. Например, у нас так и не заработали образовательные кредиты, более-менее сработали родовые сертификаты. Что касается рынка обязательного медицинского страхования, то там остаются вопросы по тарифам и амортизации основных средств.

Проблема в том, что государственные программы как цели политики оторваны от того, что делается на микроуровне. Если с помощью государственной программы мы хотим, допустим, улучшить ситуацию с преподаванием математики, то это должно реализовываться через государственные задания для учреждений. Сейчас этой связи нет. На это обращал внимание парламент, когда рассматривался бюджет. И стоит задача серьезно изменить эту ситуацию.

Если говорить о нормативно-подушевом финансировании услуг, следует разобраться в двух частях. Первое - что такое услуга. Как ее описать? Койко-день, укол, инъекция, операция или полное выздоровление пациента? Второе - как это оценивать.

Сейчас на федеральном уровне одни перечни базовых услуг, на субъектном и муниципальном уровнях - другие. Принято решение, чтобы в 2015 году появился общий перечень. Сейчас мы вместе с ведомствами занимаемся его формированием. Это позволит сравнить качество услуг в разных учреждениях, четко определить их стоимость и, что самое главное, подключить к оказанию этих услуг частный бизнес. Я думаю, что в ближайшее время мы сможем этот перечень открыто обсуждать. Следующие два года будут переходными: будем дорабатывать и перечень и досчитывать стоимость этих услуг.

К описанию этих услуг нужно привлекать бизнес. Например, в законе об образовании специально разделили услуги, которые оказываются в детских садах, на два вида: первая услуга - образование, вторая - присмотр и уход за ребенком. Можно ли оценить присмотр и уход, создать стандарт этой услуги? Конечно, можно, и здесь широчайшее поле для развития частной инициативы негосударственных организаций.