Подозрительный геном

Власти США усомнились в эффективности генетических тестов компании 23andMe, в которую инвестировали Сергей Брин и Юрий Мильнер. Ей предписано временно прекратить продажи тестов
Юрий Мильнер/ М.Стулов/ Ведомости

Управление по контролю за продовольствием и лекарственными препаратами США (The Food and Drug Administration, FDA) обязало компанию 23andMe приостановить продажи индивидуальных генетических тестов, следует из сообщения FDA. По данным ведомства, компания не смогла доказать, что ее технология определения заболеваний по геному научно состоятельна.

Прямая речь. Юрий Мильнер

гендиректор DST Global. «Мне пришлось преодолеть огромный психологический барьер, чтобы начать инвестировать за пределами России. Это был сложный процесс накопления информации, создания критической массы. На первых порах было далеко не очевидно, что мы сможем конкурировать с серьезными инвесторами Кремниевой долины, занимающимися этим бизнесом не в первом поколении». Интервью «Ведомостям», 28.12.2010

Компанию 23andMe основали в 2006 г. Анна Войжицки, бывшая жена одного из основателей Google, Сергея Брина, и Линда Эви. Компания анализирует и сравнивает ДНК разных людей с целью выявления генов с патологией. Заплатив $99, клиент получает пробирку, наполняет ее слюной и отправляет обратно в компанию, а две недели спустя получает «расшифровку генома» - информацию о своей предрасположенности к тем или иным заболеваниям. Сейчас у компании, по ее данным, около 500 000 клиентов.

По данным USA Today, Брин и Войжицки инвестировали в 23andMe «миллионы долларов». А в 2012 г. проект получил деньги от известного российского инвестора Юрия Мильнера: он возглавил консорциум инвесторов, вложивший в 23andMe $50 млн.

В письме, опубликованном на сайте FDA, говорится, что 23andMe нарушает закон, утверждая, что на основе ее тестов можно определить более 250 заболеваний. Утверждать это можно, только основываясь на медицинских тестах, одобренных FDA, указывает ведомство. А ложные результаты тестов могут привести к тому, что пациенты получат неадекватную медицинскую помощь.

Письмо FDA - отражение многолетнего спора между правительством США и 23andMe, констатирует USA Today. Массовое распространение на рынке генетических тестов давно тревожило врачей и органы здравоохранения, подозревавших ненаучность результатов таких тестов. 23andMe, в свою очередь, долго сопротивлялась госрегулированию, отвечая, что предоставляет людям лишь информацию, а не медицинскую услугу.

Представитель 23andMe Кендра Касильо отметила, что отношения с FDA очень важны для компании, и признала, что компания запоздала с ответами на запросы регулятора. Сейчас 23andMe активно сотрудничает с FDA, чтобы снять все вопросы, добавляет Касильо.

Представитель Мильнера вчера не стал комментировать ситуацию. Прежде его знакомый объяснял интерес предпринимателя к проекту, в частности, тем, что доступ к результатам тестов 23andMe смогут получить фармакологические компании и это поможет им в разработке лекарств. Для российского бизнесмена, более 10 лет инвестировавшего в интернет-компании, 23andMe - попытка найти новые растущие рынки, говорил он, пока в области новых медицинских технологий не очень много денег, но стратегически это важная область, «задел на будущее».