Что мешает ГЧП: Рисковать должно не только государство


Госдума уже приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве (ГЧП). В нем дается определение ГЧП, порядок и базовые условия соглашений в рамках ГЧП. Риски реализации проекта разделены между его частными и публичными участниками. Это очень важно, что не только государство рискует, а предприниматель или некоммерческий сектор должны доказать свою способность оказывать соответствующие услуги или создавать соответствующего качества объекты, а главное - гарантировать долгосрочность предоставления соответствующего рода услуг или работ.

Сейчас идет доработка законопроекта ко второму чтению. Какие основные вопросы? Должно быть четко прописано, в каком случае госзаказчик может работать с инвестором по модели ГЧП. Это долгосрочное сотрудничество, комплексность решаемых задач: например, не только проектирование и строительство объекта, но и его обслуживание, то есть контракты жизненного цикла.

Нельзя, чтобы за моделями ГЧП была завуалирована неэффективная трата бюджетных средств. То есть нужно прописать, какую долю финансирования в проектах ГЧП берет на себя частный партнер или некоммерческая организация. Эта доля может быть не одной, а разной для типов проектов. Например, в туристическом бизнесе это будет одна модель взаимодействия. В проектах оказания социальных услуг при уже существующей инфраструктуре - другая, а при создании новой инфраструктуры - третья.

Мы серьезно обсуждали вопросы собственности. В том случае, когда новый объект недвижимости создается в основном на частные деньги, то нет проблем, если он останется в частной собственности. Однако если происходит модернизация государственного или муниципального объекта, нужно прописать возможный переход права собственности при окончании соглашений ГЧП.

Ну и, конечно, самое сложное − горизонты бюджетного планирования. Трехлетний горизонт бюджета не способствует реализации ГЧП-проектов, потому что чаще всего они долгосрочные. Здесь хочется провести параллель с жилищно-коммунальным хозяйством. Принят закон о долгосрочных тарифах в этой сфере, когда реализуются те или иные модернизационные проекты. Мне кажется, нужно что-то аналогичное предусмотреть в социальной сфере.

Отмечу также, что законопроект позволяет реализовывать проекты по модели ГЧП не только в отдельном муниципальном образовании, а на территории нескольких. Есть возможность заключения межмуниципальных соглашений для привлечения большого количества крупных инвесторов.