Судьи раскроют доходы

Судьям приказано стать прозрачными: президиум Совета судей распорядился судам всех уровней размещать на сайтах информацию о доходах судей по федеральному стандарту

Квартирные вопросы. Ольга Егорова,

председатель Мосгорсуда. «Никогда не считаю ничьи деньги <...> Но если судья имеет трехэтажный коттедж в Переделкине, две квартиры в Москве и еще дачу в 5 км от МКАД, появляются вопросы». Ведомости

Президиум Совета судей рекомендует председателям региональных судов организовать размещение на сайтах подчиненных им судов информации по вопросам противодействия коррупции с учетом разработанных Минтрудом стандартов (текст постановления есть у «Ведомостей»). Это должно быть сделано «в целях повышения открытости и доступности информации о деятельности судов», говорится в документе. Стандарт министерства предусматривает, что информация о доходах и собственности должна быть легко доступна (не более одного прямого перехода с главной страницы сайта), доступ третьих лиц к такой информации не должен быть ограничен - и не только к документам последнего отчетного года, но и всех предшествующих.

Источник в судейском сообществе говорит, что решение принято по итогам недавнего совещания по вопросам противодействия коррупции в администрации президента, где судебную систему критиковали за недоработки. Также Совет судей ссылается на доклад Общественной палаты «Об эффективности антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики за 2012 г.», в котором отмечается, что невозможно говорить об информационной открытости, если отсутствует практика размещения «полной, актуальной и доступной информации» в интернете на официальных сайтах органов судебной власти.

Сейчас декларации судей публикуют все без исключения высшие суды: Конституционный, Верховный и Высший арбитражный. Данные о доходах в соответствии с указом президента публикуют также все без исключения арбитражные суды, говорит пресс-секретарь ВАС Анна Ковалева. Однако в системе судов общей юрисдикции до сих пор преобладал другой подход: на сайтах региональных судов можно найти данные о доходах сотрудников аппарата, но информации о судьях либо вообще нет, либо она ограниченна. Так, судьи Мосгорсуда публикуют только сведения о своем заработке - данных о недвижимости и принадлежащем им транспорте на сайте нет. Как поясняла ранее представитель Мосгорсуда Анна Усачева, судьи обладают особым статусом и закон вообще не обязывает их публиковать декларации, усеченный формат - это шаг навстречу общественности.

Были случаи, когда суды отказывались обнародовать декларации на том основании, что публикация информации о собственности и доходах судей может оказать влияние на их деятельность, говорит замдиректора Transparency International Russia Андрей Жвирблис. Внутренний документ может оказаться действеннее закона, говорит он.

Еще одна недавняя инициатива Совета судей - разработка законопроекта о введении судебной службы как особого вида госслужбы. Предполагается, что ее появление поможет решить проблему низких зарплат аппарата судов и большой текучести кадров.

Эксперты отнеслись к идее без энтузиазма. Подобные инициативы выдвигались еще в 2001 г., когда готовилась концепция гражданской государственной службы, тогда кроме судей свою службу для дипломатов предлагал и МИД, вспоминает доцент кафедры теории госуправления НИУ ВШЭ Павел Кудюкин. По его мнению, плодить разные виды гражданской госслужбы бессмысленно, поскольку никакой принципиальной разницы между ними нет.