От редакции: Меж двух политик

Виктор Янукович/ ИТАР-ТАСС

Как ожидается, Виктор Янукович все-таки приедет сегодня в Вильнюс, но не для подписания ассоциации с ЕС, а для обсуждения трехсторонних переговоров с участием России. Обострившаяся до предела интрига вокруг вступления Украины в «Восточное партнерство» - яркая иллюстрация того, как отсутствие внятного политического курса лишает политика возможности производить даже не слишком сложные маневры.

Многие забыли о том, что «Восточное партнерство» совсем не означает пропуска в Евросоюз. Это один из инструментов оформления отношений ЕС со своими экономическими и геополитическими партнерами. Сегодня таких партнеров 26, в их числе такие страны, как Египет, Израиль, Ливан и Палестинская автономия, а Турция находится в этом статусе с 1960 г. Аналитики справедливо замечают, что вхождение таких крупных государств, как Турция и Украина, слишком изменит расклад сил в ЕС, а потому проблематично. Если же это произойдет, «большой ЕС» уже не будет престижным клубом западноевропейских государств.

Что же тогда такое для Украины «Восточное партнерство»? Прежде всего возможность обозначить политический курс страны на долговременную перспективу - и вот с этим-то как раз у Виктора Януковича большие проблемы. В западной политологии принято различать policy, политический курс, и politics, систему взаимоотношений с разными политическими силами. Этого различения не случайно нет в политологии российской: шестой части суши традиционно не требовалось формулировать курс - он определялся инерционными процессами, и политика сводилась к взаимоотношениям с соседями. Положение Украины иное, она не может рассчитывать на инерцию, как не может вести себя исключительно по обстоятельствам.

Евросоюз нужен Украине политически - для обретения большей независимости от России и демонстрации гражданам ориентации на европейские ценности, но опасен экономически - открытие границ для европейской продукции поставит под угрозу местное производство и приведет к сокращению торговли с Россией.

Заинтересованность ЕС и России в партнерстве с Украиной давала ей возможность манипулировать, добиваясь наиболее выгодного для себя решения. Но привычка лавировать мешает украинскому руководству принять решение, исходя из внятно сформулированного политического курса.

Трехсторонние переговоры, которые Янукович планирует предложить в Вильнюсе, - попытка оттянуть решение (формально они невозможны). Решение все равно придется принимать, не нынешнему украинскому руководству, так следующему. И драматизм этого решения состоит как раз в необходимости обратиться от привычной politics к не очень привычной policy.