Стройте эффективно!

Не только тариф на грузоперевозки, но и инвестпрограмма РЖД может зависеть от ее эффективности - эту идею сейчас изучают чиновники
А.Махонин/ Ведомости

От эффективности работы железнодорожной инфраструктуры может зависеть не только тариф, но и инвестиционная программа. Правительство обсуждает вопрос включить в анализ инвестпроектов РЖД влияние каждого проекта на показатели эффективности работы монополии, следует из материалов Минэкономразвития. Среди критериев эффективности инфраструктуры РЖД, которые предлагает ввести Минэкономразвития, пропускная способность, средняя скорость движения, грузооборот (соответствие заявленному грузоотправителями объему), пассажирооборот, объем погрузки.

Правда, целевые значения этих показателей чиновники пока не определили. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам и РЖД разработать эти показатели до декабря.

Хорошо, если появится механизм контроля за инвестициями РЖД, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров: при большом объеме инвестпрограммы монополии (1,2 трлн руб. в 2014-2016 гг.) не всегда было очевидно, что средства пойдут действительно на важные проекты. С таким контролем объем инвестиций РЖД может сократиться, отмечает эксперт.

14 ноября премьер поручил министерствам экономразвития, транспорта и по вопросам открытого правительства вместе с РЖД «обеспечить проведение независимого публичного ценового и технологического аудита проектов инвестиционной программы» монополии на 2014-2016 гг.

Контроль за инвестициями РЖД для правительства стал важен в условиях увеличения господдержки, подчеркивает Бурмистров. Инвестпрограмма РЖД до 2016 г. на 43% будет профинансирована из бюджета и фонда национального благосостояния (ФНБ), следует из материалов монополии. Остальное - ее средства 566 млрд руб. (47%) и займы 115,4 млрд (10%).

Государственные средства пойдут в основном на модернизацию БАМа и Транссиба: из необходимых на эти проекты 562 млрд руб. по 260 млрд предоставят бюджет и ФНБ.

Показатели эффективности работы инфраструктуры РЖД в последние несколько лет не улучшались, говорит Бурмистров. Средняя скорость движения на сети РЖД с 2010 г. снизилась с 274 до 219 км/сутки, следует из материалов «Совета рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава». В этом году снизится и объем погрузки - на 3,1% до 1,233 млрд т, грузооборот - на 0,1% до 2,78 млрд тонно-километров. РЖД даже предлагали изменить условия соглашений с операторами, чтобы увеличить время доставки грузов.