Гражданское общество: Вспомним о детях

Глава Следственного комитета (СКР) Александр Бастрыкин направил генпрокурору США Эрику Холдеру официальное письмо с просьбой о проведении проверки по фактам, изложенным в расследовании журналистов агентства Reuters. Речь идет о материале в пяти частях под названием Child Exchange («Обмен детьми», или «Детская биржа»), который раскрывает, как некоторые американские родители через интернет избавляются от «проблемных» детей, усыновленных за границей (в том числе в России), и передают их посторонним, часто не известным им лично людям.

В письме Бастрыкина американскому прокурору, о котором в минувший вторник сообщил сайт СКР, самое показательное, пожалуй, - это его своевременность. Расследование было опубликовано 9 сентября. Спустя два дня, 11 сентября, уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов уже упоминал его в своем твиттере. Правда, фраза «все факты о несчастьях приемных детей, изложенные в расследованиях американских журналистов, подлежат тщательной проверке властями США» оставляла вопросы: было ли это утверждение, что тщательная проверка будет непременно проведена, или же, напротив, сомнение, что ее проведут, как положено. Еще через пару дней новость о расследовании была во многих федеральных СМИ, а к концу месяца изложение материала журналистов Reuters с переводом отрывков на русский язык в виде депеши из МИДа и почему-то с грифом «секретно» лежало на столе депутатов Госдумы.

Напоминание об этой истории, прозвучавшее из СКР, вряд ли случайно. Во-первых, аккурат на этой неделе появилась новость о том, что Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобы американских семей, которым было отказано в усыновлении российских сирот, и потребовал от российских властей ответить на ряд вопросов. Во-вторых, приближается годовщина принятия закона о запрете усыновления американцами, а значит, время подведения итогов.

Тема семейного устройства детей-сирот за этот год стала обсуждаться чаще и более профессионально, со стороны представителей государства звучат вполне здравые мысли и инициативы: разукрупнение детских домов, допуск добровольцев в закрытые учреждения, меры по поддержке кровной семьи. Но пройдут годы, прежде чем эти предложения будут реализованы, а конкретные дети потеряли шанс на семью сегодня. Тот факт, что, несмотря на все усилия, за год не удалось устроить в семьи не то что всех, но даже большую часть детей из «американского списка», явно не повод для радостных отчетов.

Детская тема очень эмоциональна. Особенно если речь идет о брошенных детях - а тем более если еще и о больных. А потому опасность ограничиться поиском врагов есть у всех сторон. Полезно вспомнить поименно тех, кто принимал и лоббировал закон, лишивший многих детей надежды на семью. Но одними проклятьями проблемы не решить. Те, кто не готов усыновлять, могут помогать тем, кто готов. Можно предложить свои услуги волонтерским организациям с хорошей репутацией или вступить в попечительский совет какого-нибудь закрытого детского учреждения - ведь именно там чаще всего с детьми случаются разные несчастья.