Невозможность не полюбить Херста

«Свобода не гениальность» - лучшее название для выставки из коллекции Дэмиена Херста. Он собирает только то, что ему нравится. Иногда и гениальное
Ряды черепов, собранных Херстом, испугать не могут/ М. Стулов/ Ведомости

На выставке из собрания художника Дэмиена Херста в Мультимедиа арт музее так много скелетов и черепов, что это начинает веселить зрителей, как простодушный детский или, наоборот, изощренный британский черный юмор. Созданные современными и давным-давно умершими художниками или неизвестным рентгенологом ряды изображений черепов уже не говорят о бренности земной жизни, как старинные натюрморты vanitas (и такие здесь есть), а предлагают ни о чем плохом не думать. Скульптура Ли Хен Гу Felis Animatus & Leiothrix Animatus, представляющая скелеты мультипликационных персонажей, и вовсе утверждает, что смерть - веселая выдумка.

Другая часть выставки похожа на кунсткамеру любознательного джентльмена или уголок юного натуралиста, здесь соседствуют анималистические скульптуры и рисунки с натуральными чучелами. И аэрозольная крыса на камне, работы арт-звезды Бэнкси, стоит скромной уличной находкой.

Еще один зал отдан современному искусству, потому что художник Дэмиен Херст давно собирает произведения своих приятелей. Отчасти для материальной поддержки. Многие из них, как Трейси Эмин, стали знамениты (но женщина всегда нуждается в поддержке), другие, как Майкл Джу (на выставке стоит его натуралистичная скульптура зебры с «содранными» полосками), кажутся эпигонами самого Херста. Пусть они и работали вместе с ним, но не стали такими же успешными.

Определение «успешный» подходит Херсту по существу. Успех в современном понимании - это слава и деньги, а у него, сорокасемилетнего, и того и другого навалом. Херст умеет делать из искусства деньги и производить большой шум своими манипуляциями. Кто не слышал про его заспиртованную акулу или выложенный бриллиантами платиновый череп - произведение огромной себестоимости, купленное группой людей, в том числе и автором, за сто миллионов долларов.

После «Физической невозможности смерти в сознании живущего» (акулы) Херст стал всемирно популярным, после «За любовь господа» (бриллиантовый череп) - чемпионом среди ныне живущих художников по стоимости проданной работы.

Многочисленные арт-сенсации, инициированные Херстом, заставили считать его исключительно холодным и блистательно расчетливым дельцом от искусства. Но выставка, представляющая Херста-коллекционера, заставляет подумать о нем и причине его успеха заново. Причем больше, чем выставка работ самого Херста.

«С гениальностью все просто. Гениальность предполагает, что далеко не каждый может быть художником. Свобода же предполагает, что художником может быть любой. Я верю в свободу. А в гениальность не верю». Эти слова стали эпиграфом к выставке, пояснением к ней. Вообще, слова во многом определяют ее обаяние. Ведь основная претензия неискушенного зрителя к современному искусству - непонимание, почему такое выставляют.

В отличие от арт-критиков и кураторов Херст не заумно отвечает на эти вопросы, а продолжает их задавать. «Матрас, скажем, вещь предельно простая. Обычно его кладут на пол, например, а Джим взял и повесил его на стену. Это вообще картина или кровать?» - говорит он о висящем матрасе, который Джим Ламби залил синей краской.

Так хочется после этой выставки считать Дэмиена Херста не простым и искренним. Но есть в его коллекции работы почти таких же, как он, богатых и знаменитых (Джеффа Кунса и Ричарда Принса) и просто гениальных - Пикассо и Джакометти, Фрэнсиса Бэкона и Энди Уорхола. И с ними Херст хотел бы чувствовать себя на равных. Но гении не как все.

До 2 февраля