Особая зона «Соллерса»

Управлять Особой экономической зоной (ОЭЗ), которую планируется создать во Владивостоке, хочет группа «Соллерс»
С.Портер/ Ведомости

О планах «Соллерса» «Ведомостям» рассказал губернатор Приморского края Владимир Миклушевский и подтвердил представитель компании. По его словам, также рассматривается вариант привлечения к управлению «одного из японских торговых домов, у которого есть успешный опыт работы с экономическими зонами и индустриальными парками в Тихоокеанском регионе». Скорее всего, это Mitsui, у которой есть СП с «Соллерсом» во Владивостоке («Соллерс-Буссан», выпускает внедорожник Toyota Land Cruiser Prado), рассуждает партнер King & Spalding Илья Рачков. «Рассматриваются различные варианты», - отвечает представитель «Соллерса». Его коллега из японской корпорации от комментариев отказался.

Как будет устроено управление ОЭЗ, представитель «Соллерса» не раскрыл. Еще не завершен процесс согласования создания ОЭЗ, пояснил он. Представитель Минэкономразвития говорит, что заявка, поданная в конце октября, «оперативно дорабатывается» администрацией Приморского края с учетом замечаний министерства: уточняются финансово-экономические показатели, вопросы привлечения внебюджетных средств на создание инфраструктуры, определяется управляющая компания и т. д. В целом министерство, по его словам, поддерживает данный проект.

«Соллерс» надеется, что постановление правительства о создании ОЭЗ и соглашение между Минэкономразвития и администрацией края будут подписаны в I квартале.

Тогда ОЭЗ может заработать уже в середине 2014 г., подчеркивает представитель компании.

На первом этапе основой ОЭЗ станет участок, где расположено автомобильное производство «Соллерса», а также участок, где строится новый корпус, говорит представитель компании. Земля принадлежит «Соллерсу». По словам представителя Минэкономразвития, в границы ОЭЗ планируется включить семь участков общей площадью около 13 га. Участки будут как в частной собственности («Соллерс»), так и в региональной, добавляет Миклушевский. Из краевого бюджета на выкуп части земель для ОЭЗ планируется потратить около 390 млн руб., сказал он. Сколько инвестирует «Соллерс», не раскрывается.

Резидентами ОЭЗ станут производители автомобильных компонентов, отмечает Миклушевский: это позволит увеличить уровень локализации выпускаемых в Приморье автомобилей, а также наладить экспортные поставки компонентов. По словам представителя «Соллерса», переговоры идут «с рядом производителей автокомпонентов из Японии и Кореи». Резидентами зоны также могут стать расположенные во Владивостоке автозаводы по производству Mazda, SsangYong (СП «Мазда Соллерс мануфэкчуринг рус»), Toyota (СП «Соллерса» с Mitsui), а также контейнерный терминал, отмечает собеседник «Ведомостей». Об этом говорит и представитель Минэкономразвития. По его словам, резиденты ОЭЗ получат таможенные преференции, льготы по налогу на имущество на 10 лет (как правило, нулевая ставка. - «Ведомости»), по земельному и транспортному налогам на пять лет (0%) с возможностью продления, региональной части налога на прибыль (обычно 2% в течение первых нескольких лет, затем ставка поэтапно возрастает), поясняет представитель Минэкономразвития.

Участие частной компании в управлении ОЭЗ - распространенная мировая практика, отмечает Рачков. Российское законодательство позволяет это делать с 2012 г., напоминает он. Сейчас в стране шесть ОЭЗ промышленного типа, пять из них управляются госкомпанией «Особые экономические зоны», говорит ее представитель. По словам замдиректора департамента особых экономических зон, проектов развития регионов и моногородов Минэкономразвития Татьяны Балмышевой, в промышленную ОЭЗ в Псковской области привлечена сингапурская Jurong Consultants, специализирующаяся на финансовом и архитектурном консалтинге, управлении особыми экономическими зонам и проч. В Хабаровском крае планируется создать управляющую компанию, в состав учредителей которой войдут СУЭК, «Мечел», «Сахатранс» и др. «Компания «Соллерс» также может стать управляющей компанией планируемой к созданию ОЭЗ во Владивостоке», - добавила Балмышева.

Это было бы логично, учитывая, что «Соллерс» и его СП станут главными резидентами и заказчиками автокомпонентных производств на территории ОЭЗ, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.