Родство по крови и культуре

Выставка «Отечество мое - в моей душе...» в Пушкинском музее - это сто очень хороших картин, написанных гениальными, выдающимися и знаменитыми художниками еврейских кровей
«Борьба (Иаков и Ангел)» Гриши Брускина и «Мокрые волосы» Виктора Пивоварова на выставке в Пушкинском/ А. Махонин/ Ведомости

Марк Шагал, Хаим Сутин, Амадео Модильяни, Валентин Серов, Наум Габо, Осип Цадкин, Люсьен Фрейд, Марк Ротко, Михаил Шварцман, Виктор Пивоваров, Эрик Булатов и Илья Кабаков - произведения этих художников объединяет на выставке «Отечество мое - в моей душе...» не только еврейская кровь авторов. Сто картин и скульптур, выставленных в самом почетном месте музея - Белом зале и на колоннаде, - произведения высочайшего художественного качества, есть и шедевры. Собрал их для Музея истории авангарда Вячеслав Кантор - бизнесмен и общественный деятель, президент Европейского еврейского конгресса и других организаций, озабоченных проблемой толерантности.

«Триединая формула коллекции нашего музея звучит так: это искусство - очень русское, очень еврейское и очень выдающееся!» - так Кантор заключает свою статью в выставочном каталоге.

Если придираться, то можно заметить, например, что выставка могла обойтись без нехарактерного, позднего портрета Льва Бакста или большой картины Ладо Гудиашвили, что Модильяни и Фрейд никакого отношения к России не имели, а у Зинаиды Серебряковой еврейских кровей не было и у Репина тоже (хотя Кантор про Илью Ефимовича сомневается). И вообще, первая часть выставки - это в строгом смысле не авангард, а русская классика, модернизм и парижская школа. Ну а вторая часть - советское мосховское и неофициальное искусство, андеграунд, которое когда-то называли «вторым авангардом», да давно перестали.

Придираться не хочется. Выставка - настоящий праздник, именины сердца, восторги глаза.

«Портрет девушки в черном платье» Амадео Модильяни совершенно прекрасен. Два портрета Люсьена Фрейда тончайшего и сложнейшего колорита, написанных изящнейшими мазками, можно рассматривать с искренним восхищением как угодно долго. «Парижское кафе» Репина очень важно для понимания художника, ровесника, но не ценителя импрессионистов. Ну а ню Серебряковой такая зовущая, что устоять невозможно. Так что принципами коллекционирования не грех поступиться.

В большинстве же экспонатов «Отечество мое - в моей душе...» (слова Марка Шагала) принципы триединства Кантора выдержаны. Три великолепных картины Марка Шагала, в том числе нежнейшее «Видение (Автопортрет с музой)», большая превосходная подборка Хаима Сутина с умопомрачительно пронзительным «Кондитером из Кань», эффектнейшая модернистская «Линейная конструкция в пространстве № 3 с красным» Наума Габо, первоклассная подборка советских нонконформистов и несколько отличных вещей Роберта Фалька - все это очень и русское, и еврейское, и превосходнейшее искусство. Не просто музейного уровня, а украшение любого музея.

И тут надо сказать о, возможно, главной картине выставки. К «Похищению Европы» Валентин Серов написал, считают искусствоведы, шесть эскизов, самый известный - на холсте маслом - висит в Третьяковской галерее. А лучший, большой, темперный долго оставался у наследников, которые хранили его в Третьяковке, надеясь, что государство выкупит картину, шедевр русского модернизма. Но это сделал Вячеслав Кантор.

До 16 февраля