От редакции: Таможенная империя

Валерий Морев/ РИА Новости

Первыми внешнеполитическими заявлениями российского руководства после воскресных событий на Украине стали слова о выгодах Таможенного союза (ТС) для стран-участниц. Россия готова развивать этот проект, не останавливаясь перед затратами, однако в реальности он все менее привлекателен для партнеров.

На российско-армянском форуме в Гюмри Владимир Путин сказал, что участие в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве «уже приносит России, Казахстану и Белоруссии ощутимые дивиденды»: в том числе в первом полугодии 2013 г. ВВП трех этих стран увеличился на 1,7%.

Эксперты говорят о том, что чисто экономически Таможенный союз России не выгоден - уступки в вопросе цены на энергоресурсы, готовность брать на себя затраты на содержание бюрократического аппарата не компенсируются ростом экспорта в Казахстан и Белоруссию (см. статью Юлии Вымятниной «Бескорыстный союз», «Ведомости» от 2.12.2013). Для России Таможенный союз - проект не экономический, а политический, точнее - империалистический.

Идея империи - вовсе не анахронизм во втором десятилетии XXI в. Популярная среди политологов концепция англо-американского историка Нила Фергюсона сводится к тому, что в ситуации нестабильности более развитое экономически и политически государство должно брать на себя ответственность за развитие своих более отсталых соседей. Так было с Британией в XIX в., так происходит сегодня с США. Эта роль затратна для метрополии, но оправдывается осознанием более высокоразвитой страной своей миссии миротворца, благотворителя, гаранта прав и свобод.

Это красивая модель взаимоотношения России с соседями, которой к тому же вполне соответствует активно насаждаемый властью образ страны как хранительницы альтернативных европейским ценностей. Если бы не одно немаловажное обстоятельство, а именно экономика. Судя по цифрам, сейчас Россия не находится в экономически более выигрышном положении, чем ее партнеры по ТС.

Увеличение ВВП, о котором говорит Путин, имеет примечательную структуру. За первое полугодие 2013 г. только Казахстану удалось прибавить 0,6% к 5%-ному росту экономики в 2012 г., тогда как рост ВВП России уменьшился до 1,4% по сравнению с 4,5% в первом полугодии 2012 г., а Белоруссии - до тех же 1,4% по сравнению с 2,8% в первом полугодии 2012 г. Если такая динамика сохранится, выгоды от участия в ТС могут стать проблематичными даже для партнеров-доноров.

Нет ничего дурного в том, что даже в ситуации стагнирующей экономики Россия не оставляет масштабных геополитических проектов. Но эти проекты могут существовать, только если останутся привлекательными экономически.