Аркадий Ротенберг обойдет два села

Структура «Мостотреста» может получить еще один подряд на строительство и обслуживание платной дороги - уже пятый с участием «Мостотреста», которым владеют Аркадий и Игорь Ротенберги
Только крупная компания сможет получить максимальную прибыль на дороге/ Г. Шпикалов/ PhotoXpress

Вчера стали известны претенденты на новый инвестиционный контракт госкомпании «Автодор» - протокол вскрытия конвертов с конкурсными предложениями опубликовал портал zakupki.gov.ru.

На конкурс выставлено долгосрочное инвестиционное соглашение на строительство и обслуживание платного участка трассы М4 «Дон» (Москва - Новороссийск) длиной 27 км в обход сел Новая Усмань и Рогачевка в Воронежской области (517-544-й км). Стартовая цена - 17,4 млрд руб. (см. врез).

Претендентов два - ДСК «Автобан» (дорожно-строительная компания, созданная на базе «Ханты-Мансийскдорстроя») и «Трансстроймеханизация» (84% - у «Мостотреста», совладельцы которого - бизнесмены Аркадий и Игорь Ротенберги через Marc O'Polo Investments).

ДСК «Автобан» стартовую цену не снизила, «Трансстроймеханизация» готова построить трассу за 17,3 млрд руб. - это на 87 млн ниже стартовой цены, следует из протокола. Эксплуатационный платеж обе компании выставили одинаковый - 2,88 млрд руб., параметры доходности у «Трансстроймеханизации» на 0,05 п. п. ниже, чем у «Автобана», и лишь по квалификации «Автобан» немного опережает конкурента.

Главный количественный критерий конкурса - стоимость строительства (40% итогового балла), качественный - оценка организационно-технических предложений по проекту (30%). Конкурсная комиссия должна определить победителя к 27 декабря.

У обеих компаний есть опыт работы с «Автодором». «Автобан» построил 80-километровый обход Ельца и Яркино на трассе М4 «Дон» в Липецкой области и реконструирует 40-километровый участок трассы в Краснодарском крае, а также работал на первом платном участке М1 «Беларусь».

«Трансстроймеханизация» недавно сдала в эксплуатацию платный обход Воронежа на той же трассе М4 «Дон» (с 492-го до 517-й км), стоимость контракта - 19,3 млрд руб.

Контролирующий «Трансстроймеханизацию» «Мостотрест» - главный партнер «Автодора» в проектах строительства и обслуживания платных дорог с привлечением частных инвестиций. «Мостотрест» получил все три уже разыгранные секции платной трассы М11 Москва - Санкт-Петербург - всего это 328 км и 251 млрд руб. В конце 2011 г. «дочка» «Мостотреста» - «Объединенные системы сбора платы» (ОССП) - заключила с «Автодором» первое в России операторское соглашение на обслуживание 408 км трассы М4 «Дон» (с 225-го по 633-й км). Цена контракта - 3,7 млрд руб., это расходы оператора на обустройство трассы и системы управления движением. Изначально ОССП была совместным предприятием «Мостотреста» и австрийской Kapsch, одним из условий конкурса было наличие опыта управления дорогами, которого на тот момент ни у одной российской компании не было. Но в конце 2012 г. «Мостотрест» выкупил долю Kapsch, сейчас у компании 84,3% в ОССП, остальное - у зарегистрированной в Австрии Aegrotus Beteiligungsverwaltungs, долю которой представитель ОССП называл «миноритарным менеджерским пакетом». Российское подразделение Kapsch судится с ОССП, требуя оплатить услуги по договору на техническое обслуживание системы взимания платы стоимостью 26,2 млн руб.

Операторское соглашение не предполагает строительства, объясняет человек из компании, участвующей в проекте: стройкой займутся отдельные исполнители, а оператора определит «Автодор». Вероятно, и на новом участке в обход Новой Усмани и Рогачевки оператором будет ОССП, считает он, если только соглашение «Автодора» с ОССП останется в силе к 2016 г.

Доля рынка крупных федеральных игроков растет, констатировали эксперты KPMG в последнем обзоре рынка дорожной инфраструктуры: они вытесняют локальных игроков с ограниченным доступом к заказам, а одна из основных тенденций - консолидация: максимальную прибыль могут получить крупные компании, работающие на федеральном уровне. По оценкам KPMG, всего на российском рынке работает 1500 компаний. В 2012 г. на «Мостотрест» приходилось 9,4% рынка инфраструктурного строительства, сообщила сама компания со ссылкой на данные EMBS Group.