Рынки: ФАС не в фокусе


Наш основной бизнес - это электроснабжение и теплоснабжение конечного потребителя. Я отнюдь не против того, чтобы интересы потребителей защищались различными механизмами: и частноправовыми, и публичными. Но, на мой взгляд, в сфере защиты прав потребителей сейчас несколько гипертрофирована роль антимонопольной службы.

ЗАО «Комплексные энергетические системы». Энергетический холдинг

Основной владелец - Виктор Вексельберг. Выручка (2012 г., оценка Forbes) - 272,6 млрд руб. (19-е место в рейтинге крупнейших частных компаний России). Операционные показатели (2012 г.): выработка электроэнергии - 58,4 млрд кВт ч, отпуск теплоэнергии - 112,8 млн Гкал. Установленная электрическая мощность - 14 651 МВт. Объединяет четыре территориальные генерирующие компании и пять энергосбытовых компаний.

Частноправовые механизмы заменяются административно-правовыми, а штраф становится универсальным механизмом воздействия. Если сравнить санкции в КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, а это оборотные штрафы, и за остальные нарушения, то создается иллюзия, будто злоупотребление доминирующим положением - это самое страшное нарушение. Неужели, например, остановка теплоэлектростанции в разгар отопительного сезона - это менее серьезная проблема, чем отказ заключить договор теплоснабжения. Тем более что, как правило, конечный потребитель получает товар или услугу и без договора. Таковы правила ведения бизнеса в сфере электро- и теплоснабжения.

Происходит расфокусировка компетенции ФАС. Ресурсы федерального аппарата со специалистами колоссальной компетенции, с возможностями привлечения экспертных организаций тратятся на решение не свойственных и зачастую мелких задач.

Защитой прав потребителей занимаются ФАС, Роспотребнадзор, в сфере электроэнергетики и ЖКХ - жилинспекции, Ростехнадзор. В одном из регионов, где мы работаем, было возбуждено больше 10 антимонопольных дел в связи с тем, что затянулось проведение летнего ремонта и вовремя не включили горячую воду. Что произошло в этом городе? Прокуратура опубликовала информацию: если в ваших домах нет горячей воды свыше 10 дней, то со всеми жалобами обращайтесь в антимонопольную службу. В антимонопольную службу пришло много заявлений, и было возбуждено полтора десятка дел. Они до сих пор рассматриваются. А было это летом 2012 г. По результатам ремонтной программы «Лето 2013 года» антимонопольная служба обратилась в прокуратуру с просьбой больше не присылать эти заявления, чтобы граждане обращались в Роспотребнадзор или в жилинспекцию.

Реплика

Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС

Мы вынужденно занимаемся этим: измеряем температуру воды в батареях, смотрим, правильно ли опломбирован счетчик, считаем нормативный срок ремонта сетей или подключения к коммуникациям. А у нас есть дела и поважнее, и посложнее. Но жалобы приходят, на них нужно отреагировать. Понятно, что эту ситуацию нужно решать, предлагая другим госорганам разобраться, что в чьей компетенции находится. «Спихотехника», к сожалению, широко распространена. Гражданин бегает по кругу, и все ему говорят: это не моя компетенция. Прекрасный путь - расширять частноправовые механизмы. Но правосудие в России достаточно дорогое. И если человека оставили на несколько месяцев без электричества в квартире или без горячей воды, готов ли он судиться? Мне кажется, что не всякий гражданин способен защитить свои права. Примерно такая же ситуация складывается и с другими статьями антимонопольного законодательства, например с 14-й (запрет на недобросовестную конкуренцию). Любое лицо вправе самостоятельно выбрать способ защиты своих прав: обратиться в суд или в антимонопольный орган. Не всегда процедура в антимонопольных органах бывает быстрой. Но она бесплатная и не требует личного участия. Человек жалобу написал, и антимонопольный орган обязан в 30-дневный срок принять решение - возбудить дело или отказать в его возбуждении. А если в возбуждении дела было отказано, человек может пойти в прокуратуру и написать жалобу на бездействие работников антимонопольных органов. Даже если предмет его обращения касается падения метеорита или солнечного затмения. Мы и швецы, и жнецы, и игрецы, и лампочки ввинчиваем, и в водоканал прыгаем, и интеллектуальную собственность изучаем, и иностранных инвесторов ловим по всей стране. В сфере ведения российского антимонопольного органа 14 федеральных законов. Мы бы с удовольствием многие из полномочий отдали. Какой есть механизм решения проблемы? Первый способ - обращаться в прокуратуру. Второй - к тем органам, которые осуществляют специальный надзор, например в Роспотребнадзор. Третий - развивать систему частных исков. Четвертый - разработка детальной системы отраслевых правил, которые касаются взаимодействия контрагентов, т. е. монополиста, как правило, и потребителей. Такой свод есть в электроснабжении и играет очень серьезную, дисциплинирующую роль. Осталось только найти другого контролера, который за стенами антимонопольного органа будет следить за соблюдением всех этих правил. Я считаю, что в России должна развиваться система отраслевых надзоров, технических надзоров.