От редакции: Грузинский баланс

Александр Климчук/ ИТАР-ТАСС

На фоне предельного драматического выбора Украины между Россией и Европой позиция Грузии выглядит образцом здорового прагматизма. Парафировав в Вильнюсе договор об ассоциации с ЕС, грузинское руководство заявляет о «перезагрузке» отношений с Россией. Для восстановления взаимовыгодных отношений между странами им потребовалось пережить максимальное охлаждение.

В интервью, которое дал в понедельник каналу Russia Today новый премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, он вполне определенно говорит о тяготении Грузии к европейским ценностям: «Европа - это единственно правильный путь... Европа, европейская культура - это наш исторический выбор». В то же время он замечает, что позиция новой грузинской администрации в отношении России отличается от курса Михаила Саакашвили. Произошла перезагрузка: «Россия - наш сосед, и у грузин с русскими всегда были теплые отношения».

Судя по этим заявлениям, Грузия представляет собой любопытный пример исторической противофазы Украине. Резко качнувшаяся в сторону Европы и США после «революции роз» с максимальным обострением отношений в 2008 г., страна начала медленное и вполне естественное обратное движение, пружиной которого является экономика.

За время охлаждения отношений экономика Грузии переориентировалась с России на других соседей. Если за 2007 г. Азербайджан поставлял Грузии 32% от общего объема потребления газа (Россия - 66%), то в 2012 г. его доля составляла уже 83%. По данным Грузстата, сегодня Россия занимает лишь четвертое место в списке основных торговых партнеров Грузии - в 2013 г. внешнеторговый оборот Грузии с Россией составил $591,6 млн, это 6,9% от всего внешнеторгового оборота страны. На первом месте Турция (около $1,2 млрд и 14,2%), затем Азербайджан (более $1,06 млрд и 12,4%) и Украина (более $629,1 млн и 7,3%).

При всех спорах о том, что же именно и какой ценой получилось у Грузии, реформы, проводившиеся по западной модели, обеспечили стране относительное благополучие. За 10 лет экономика Грузии выросла в 2 раза (в 2002 г. ВВП равнялся $11,3 млрд, а в 2012 г. уже $26,6 млрд). Рост благосостояния всегда заставляет мыслить более прагматически. И чисто прагматически Россия Грузии нужна.

По сравнению с 2012 г. товарооборот между Грузией и Россией уже вырос на 38%. Почему бы в этих условиях не заговорить о перезагрузке? Политическая и экономическая независимость Грузии позволяет ей свободно балансировать в отношениях с Россией. Неужели, чтобы начать строить отношения с соседями на прагматических основаниях, России необходимо сначала пройти через глубокий кризис в отношениях?