Максимальный ретвит: Майдан нового поколения


Драматургия жизни: новый украинский майдан совпал день в день с прошлой оранжевой революцией. В 2004 г. ЦИК отдал победу Виктору Януковичу 21 ноября. В 2013 г., в тот же день, кабинет министров Николая Азарова приостановил подготовку подписания соглашения об евроассоциации.

За эти девять лет изменилось все, в том числе и технологии, которые наша официальная пропаганда привыкла называть оранжевыми. Сейчас это трудно представить, но тогда, в 2004-м, еще не было «В контакте» и Twitter - до их появления оставалось два года, а появившийся в феврале того же года Facebook оставался закрытой сетью для студентов нескольких американских колледжей. Реальными инструментами мобилизации оставались СМИ и классические методы агитации - листовки, газеты и мерчандайз с символикой.

Сама технология запуска протестов на этот раз выглядела иначе. В тот же день, когда стало известно о решении украинского правительства, стихийно появился хэштег #євромайдан, в итоге давший название самому движению, и уже вечером на майдане Незалежности начали собираться недовольные, которые координировали свои действия через социальные сети.

Оппозиционные партии - «Батькивщина», «Удар» и «Свобода» - лишь догоняли появившееся в интернете народное недовольство. Через два дня массово заработали и классические методы агитации, благодаря которым в воскресенье, 24 ноября, удалось провести стотысячные шествие и митинг на Европейской площади.

Среди их участников было немало приезжих из других городов Украины. Еще одно важное отличие от 2004 г.: в большинстве своем это был не свезенный централизованно на автобусах партактив, а объединявшиеся снизу, через социальные сети, граждане.

Через единое интернет-пространство хэштег практически сразу просочился и в рунет, что позволило по крайней мере сетевой России получать информацию из Киева в режиме реального времени, минуя на этот раз фильтр федеральных телеканалов. В отличие от 2004 г. российскому телевидению не удалось создать однозначно негативное отношение к событиям на Украине: отношение к евромайдану у России сетевой и телевизионной принципиально разошлось. Более того, на этот раз благодаря культурной и языковой близости установился прямой диалог в режиме реального времени между российскими блогерами и украинскими митингующими.

И уж конечно, именно благодаря социальным сетям разгон майдана 30 ноября стал катализатором дальнейших событий. Уже утром видео- и фотодоказательства жестоких действий милиции облетели весь украинский, да и российский, интернет. В том числе этот вирусный эффект и вывел сотни тысяч людей на улицы Киева 1 декабря и привел к силовому противостоянию на Банковой улице.

Главный вывод из этих событий как из медийного кейса неутешителен для российской власти и других правительств на постсоветском пространстве, пытающихся подчинить себе СМИ для удержания власти: сейчас даже относительная свобода интернет-пространства способна моментально создать альтернативную систему оповещения и мобилизации, противодействовать которой привычными репрессиями просто невозможно.