Рынки: Нужны равные условия


Ключевое событие в сфере антимонопольного регулирования финансовых рынков связано с реформой надзора. В связи с этим в закон о защите конкуренции были внесены изменения. Финансовые организации подразделяются на поднадзорные и не поднадзорные ЦБ (сейчас - лизинговые компании и ломбарды).

Изменения коснулись и нормативной базы, которая будет определяться по согласованию с ЦБ. Речь идет о величине активов поднадзорных ЦБ финансовых организаций для контроля экономической концентрации, условиях признания и порядке определения их доминирующего положения, актах, определяющих порядок анализа рынка.

Разработанные нами проекты не предусматривают серьезного изменения актов, определяющих величину активов. Для кредитных организаций показатель увеличится с 24 млрд до 29 млрд руб. при подаче ходатайств и с 2,2 млрд до 2,6 млрд при подаче уведомлений, для остальных - не изменится. В проектах сохранен порядок ежегодного пересмотра величины активов кредитных и микрофинансовых организаций. Важное изменение в связи с созданием мегарегулятора - нарушения антимонопольного законодательства не только кредитными, но и иными поднадзорными ЦБ организациями будут рассматриваться совместными комиссиями с участием ЦБ.

Число дел на финансовых рынках, как и их доля, неизменно падает. Очень невелика доля финансовых организаций в общем числе дел о злоупотреблении доминирующим положением. Зато по антиконкурентным соглашениям их доля достаточно велика, эти дела связаны в большей степени со взаимоотношениями банков и страховщиков. Примерно такая же их доля в общем объеме дел о недобросовестной конкуренции. Среди финансовых дел преобладают нарушения на страховом рынке.

Мы решили внимательно проанализировать практику рассмотрения проектов соглашений, коль скоро у нас так много дел об антиконкурентных договоренностях. По статистике центрального аппарата, за последние 1,5 года почти половина представленных проектов - от финансовых организаций. Можно приветствовать сознательность участников рынка и призвать их еще активнее пользоваться этим инструментом. Недавно мы завершили рассмотрение дела, которого могло бы не быть, если бы организации представили нам проект соглашения.

Обсуждается идея саморегулирования для финансовых организаций поднадзорных ЦБ, но не являющихся кредитными. Разработан проект, в котором мы видим риски создания барьеров и негативного влияния на конкуренцию. Ключевой момент - требование о минимальном числе участников СРО одного вида: не менее 30% участников рынка. Есть рынки с небольшим числом организаций, а есть и со значительным. Так, почти при 4000 микрофинансовых организациях в СРО должно оказаться более 1000 членов. Это снизит уровень управляемости организации и ограничит возможности контроля.

На наш взгляд, минимальное число участников надо устанавливать для каждого рынка. У ЦБ должны быть возможности проверять и контролировать СРО, а главное - лишать ее статуса. Но будет ли это возможно, если в результате треть рынка лишится права работать. При этом мы не против того, чтобы участники рынка объединились в одно СРО. Но это должно быть решение именно участников рынка.

Какие у нас ближайшие планы. Мы разработали изменения в постановление правительства № 386 о случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями. Оно предполагает продление срока действия общих исключений в отношении таких соглашений. Планируем поменять 359-е и 459-е постановления об условиях и правилах установления доминирующего положения поднадзорных ЦБ финансовых организаций. Подготовить поправки в закон о конкуренции, устанавливающие антимонопольные требования к созданию объединений финансовых организаций.

Среди приоритетов - изменение нашего соглашения с ЦБ. Рассчитываем провести работу в связи с требованиями по достаточности собственных средств для профучастников рынка ценных бумаг. Нормативы нужно пересматривать: они не учитывают особенности рисков и могут создавать дополнительные барьеры для входа на рынок.

И последнее, но не по значению - это создание конкурентных условий на банковском рынке. Во многих актах установлены требования, создающие преимущества для определенного круга банков, в том числе с госучастием. Это может быть, например, требование к размеру собственных средств, как правило недостижимому для подавляющего большинства кредитных организаций. На наш взгляд, применение абсолютных показателей как таковых не свидетельствует напрямую о финансовой устойчивости или платежеспособности. Нужно расширять доступ кредитных организаций к тем или иным операциям: выдаче банковских гарантий, размещению временно свободных средств бюджета и внебюджетных фондов.