Госзакупки: Плюсы и минусы закона о федеральной контрактной системе


Правительство Москвы является активным участником формирования контрактной системы в Российской Федерации. 22 ноября 2010 г. оно приняло распоряжение об участии в программе пилотных проектов по формированию федеральной контрактной системы (ФКС) в регионах, а 7 февраля 2011 г. заключило соответствующее соглашение с Минэкономразвития. Проведенная работа позволила планомерно подготовить город к переходу на контрактную систему.

В Москве создана система среднесрочного (3 года) и краткосрочного (1 год) планирования. Введена двухуровневая система согласования закупок, в том числе начальных (максимальных) цен, требований, содержащихся в техзаданиях и к участникам торгов, а также целесообразности закупок.

Размещение заказов осуществляется исключительно по обеспеченным и доведенным до заказчика лимитам бюджетного финансирования. Их наличие должно быть подтверждено департаментом финансов Москвы с помощью автоматизированной системы управления государственными финансами (АСУ ГФ). Проверка имеющихся у заказчиков лимитов осуществляется как на этапе планирования, так и на этапе заключения контракта, что позволило исключить проведение не регламентированных законодательством процедур.

Все остальные действия заказчика: заключение контрактов, регистрация сведений о них, принятие бюджетных обязательств - автоматизированы и строго привязаны к источникам финансирования.

Положениями закона о федеральной контрактной системе предусмотрена возможность создания региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок, взаимодействующих с ЕИС, единые требования к которым определяются правительством России. В соответствии с совместным приказом Минэкономразвития и Федерального казначейства с 10 декабря прошлого года введена в действие подсистема планирования закупок Единой автоматизированной информационной системы торгов Москвы (ЕАИСТ). Согласно приложению 1 к постановлению правительства Москвы от 24.02.2012 «О системе закупок города Москвы» заказчики формируют планы-графики размещения заказов и публикуют процедуры в подсистеме планирования ЕАИСТ.

В состав закупочных комиссий включаются представители общественных организаций, что способствует объективному рассмотрению заявок. С августа 2012 г. проводится общественное обсуждение закупок с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 1 млрд руб. Внесены изменения в законодательство Москвы, касающиеся порядка общественного обсуждения закупок: оно проводится на форуме сайта www.zakupki.mos.ru, если начальная (максимальная) цена одного из лотов по ним превышает 500 млн руб., а срок исполнения составляет год.

Закупки «малого объема» размещаются через подсистему в составе ЕАИСТ - «Портал поставщиков». Портал позволяет поставщикам Москвы размещать публичные оферты, содержащие сведения о предлагаемых ценовых характеристиках товаров, работ и услуг, выбирать лучшие ценовые предложения и заключать договоры в электронной форме (www.market.zakupki.mos.ru). Высокая конкуренция среди поставщиков обеспечивает размещение на портале оферт с рыночными ценовыми предложениями. Несмотря на то что «Порталу поставщиков» меньше года, оферт на нем зарегистрировано больше, чем на «Яндекс.Маркете».

На сегодняшний день в Москве не реализованы только те положения закона о контрактной системе, которые не входят в компетенцию субъекта Федерации, а требуют федерального регулирования.

С какими проблемами столкнулись заказчики Москвы?

Во-первых, по банковским гарантиям. Только правоохранительные органы выявили несколько тысяч поддельных банковских гарантий. Зачастую банки сначала подтверждают, что выдали гарантию, а потом опровергают эту информацию. Поэтому введение реестра банковских гарантий серьезно поможет заказчикам.

Вместе с тем поставщики жалуются на сложности, с которыми сталкиваются при получении банковских гарантий, так как необходимо внести залог. Мало у кого есть реальная возможность получить несколько гарантий и участвовать в нескольких процедурах. Нужно искать золотую середину, чтобы обеспечить интересы и заказчиков, и поставщиков.

Во-вторых, меняется принцип одноименности товаров и услуг, а вместе с ним и порядок закупок на сумму 100 000-400 000 руб. и путем запроса котировок. Сейчас заказчик вправе один раз в квартал без торгов закупить одноименные товары на эту сумму. Закон о федеральной контрактной системе вводит со следующего года другой лимит - 5% от закупки и отдельные процедуры. Например, сейчас закупку в 1 млн руб. можно разбить на несколько 100-тысячных контрактов по одной товарной группе (мясо, крупы, напитки и т. д.), а по закону о ФКС без торгов можно будет купить только на 50 000 руб.

С одной стороны, для крупных заказчиков это плюс, теперь будет лимит в виде процента от суммы. С другой - никто не учитывает проблемы заказчиков с малым объемом закупок. В Москве около 6000 заказчиков, из них всего 1500 что-то публикуют на сайте закупок, все остальное можно 100-тысячниками закрыть. В связи с изменением действующего законодательства у таких заказчиков возникнут большие проблемы, им придется чаще проводить торги, что-то публиковать при отсутствии людей, штата и опыта.

Сама контрактная служба необходима, многие заказчики это подтверждают, в том числе на федеральном уровне. Должны быть люди, ответственные за это направление. При этом в законе о контрактной службе указано, что они не могут заниматься никакой иной деятельностью. Получается, что в одном подразделении должны быть собраны совершенно разные люди, работающие в совершенно разных подразделениях, которые готовили техническое задание, публиковали данные, заключали контракт, вели претензионную работу, принимали выполненные работы. Собрать их вместе не так просто хотя бы потому, что это означает изменение структуры организации.

Более того, все контрактные служащие с 2016 г. должны иметь соответствующее высшее образование. Минимальное высшее образование - два года - это магистратура. Если мы хотим добиться этого, то буквально в течение месяца должны куда-то поступить. Переподготовка специалистов занимает полгода. Люди должны будут уйти учиться. Пока не ясно, как решится вопрос с обучением и финансированием такого обучения. И его, наверное, придется решать уже с учетом централизации, которая тоже законом предусмотрена. Есть возможность на уровне главного распорядителя бюджетных средств централизовать ряд заказов. Единого понимания, как это должно произойти, нет.