Тенденции: Совет заняться анализом


В июне комитет по конкуренции ОЭСР вынес решение о том, что Россия готова к вступлению в ОЭСР. И выдал рекомендации по усовершенствованию антимонопольного законодательства и правоприменительной практики. Некоторые предложения уже нашли отражение в российских актах. Таких как «дорожная карта» по развитию конкуренции, четвертый антимонопольный пакет, который сейчас готовится ко второму чтению, и стратегия развития антимонопольного регулирования до 2024 г.

Комитет ОЭСР рекомендовал выносить более проработанные с экономической точки зрения решения. Действительно, экономический анализ и проработка решений антимонопольного органа находятся не на очень высоком уровне. 220-й приказ ФАС по-прежнему предоставляет возможность не проводить анализ рынка по таким серьезным правонарушениям, как картели, антиконкурентные вертикальные соглашения и незаконная координация экономической деятельности. А ведь без такого анализа, без определения географических границ рынка, состава его участников и т. д. невозможно установить правонарушение.

Необходимо, во-первых, проводить экономический анализ по всем категориям антимонопольных дел. Во-вторых, повысить роль независимой экспертизы, назначать ее не по исключительному усмотрению ФАС, а прежде всего по желанию ответчиков.

ОЭСР также рекомендует упразднить уголовную ответственность за неоднократное злоупотребление доминирующим положением. Уже внесены предложения об исключении этого состава из-под действия ст. 178 УК (ответственность за ограничение конкуренции). Но 178-я содержит и другие изъяны. До сих пор квалифицирующими признаками являются крайне низкие размеры ущерба и дохода. В четвертом антимонопольном пакете предлагается увеличить эти пороги в 2-3 раза. Но их нужно повысить минимум в 10 раз.

Еще одна рекомендация - стимулирование заявлений по смягчению ответственности. Сегодня сотрудники компании, которая освобождена от административной ответственности, не могут претендовать на освобождение от уголовной ответственности. В четвертом антимонопольном предлагается поправка в УК, которая практически воспроизводит формулировку из КоАП. Это не лучшее решение проблемы: формулировка не предотвратит возможности уголовного преследования этих должностных лиц.

Рекомендовано улучшить сотрудничество между ФАС и правоохранительными органами. Есть совместный приказ ФАС и МВД по их взаимодействию при передаче антимонопольных материалов для возбуждения уголовного дела по 178-й статье. Существует административный регламент, утвержденный приказом ФАС № 339: любое решение должно содержать выводы, имеются или нет основания для передачи материалов в Следственный комитет. На практике это происходит.

Предлагается новая формулировка ст. 140 УПК (поводы и основание для возбуждения уголовных дел). Но она не решает проблемы передачи антимонопольных дел в следственные органы без подтверждения решения ФАС судом. Сейчас материалы передаются сразу после рассмотрения дел ФАС, не дожидаясь подтверждения ее правоты в суде. Требуется доработка этих предложений.