Госзакупки: В контрактнойmсистеме много неисполнимых норм

А.Рудаков

Екатерина Лезина. Кандидат экономических наук. Степень МБА РАНХиГС.

В 2001-2013 гг. - директор Центра подрядных торгов в строительстве.

Реплика

Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы. Нет ничего более приятного, чем защищать естественные монополии. Я даже не знаю, с чем это можно сравнить. Ведь они очень любят тех, кто их защищает. Поэтому очень трудно что-то сделать с естественными монополиями, сразу появляется огромное количество лоббистов, защищающих их интересы. Они говорят: не надо, это же наши столпы экономики, наши слоны, на которых держится весь земной шар. 223-ФЗ (закон о закупках отдельных видов юрлиц) был принят без санкций. Хочешь делай, хочешь не делай. Но тем не менее движется эта телега, и думаю, что уже к концу года в основном будет сформирована система санкций, сайт работает, и за год, за два мы обеспечим все-таки реальное давление на издержки монополий. Я считаю, что меры, связанные с контролем за 223-м законом, нужно соединять с полноценным аудитом крупных естественных монополий. Чтобы правительство за деньги заказало крупным аудиторским компаниям проверить, где монополии реально переплачивают и откуда берутся эти безумные издержки. Такой сплошной аудит нужно провести в ближайшие 2-3 года.

Введение контрактной системы решит ряд вопросов, которые возникали по 94-му федеральному закону о госзакупках. Вводится оценка планирования закупок и исполнения контрактов. В нашем государстве это важно. Безусловные плюсы: появление антидемпинговых мер, реестра банковских гарантий, возможности уже при исполнении контракта менять объем товаров, работ и услуг до 10%. Тем не менее есть очень много пробелов, неисполнимых норм.

Например, есть требование, чтобы с 2016 г. у специалистов контрактной службы было специальное высшее образование. Но эта программа только должна быть разработана и сертифицирована, так что, очевидно, это неисполнимая норма.

В законе о контрактной системе заложены противоречивые цели. С одной стороны, наконец появилась возможность использовать антидемпинговые меры (например, повышать размер обеспечения контракта, если цена подрядчика ниже минимальной на 25 и более процентов при контракте на 15 млн руб. - «Ведомости»). С другой стороны, в проекте постановления о методике оценки заявок повышается вес ценового критерия, за самую низкую цену - 100 баллов. При том что раньше 100 баллов давалось только за цену 0 руб., а не за самую низкую. То есть, выходит, мы и боремся с демпингом, и стимулируем его.

Есть проблема, связанная со строительными тендерами. Существует проект распоряжения правительства, который утверждает перечень товаров, работ и услуг, размещаемых путем проведения электронных аукционов. В нем осталось строительство - до 150 млн руб. для Москвы и Санкт-Петербурга и до 50 млн для остальных регионов. Но пропал один момент - предквалификация. По действующему пока еще закону о госзакупках она возможна в некоторой форме при контрактах дороже 50 млн руб.: хотя бы спрашиваем участников конкурса, а какие подобные работы они ранее выполняли.

Безусловно, нормативно-правовые акты, которые сейчас появляются, учитывая, с какой скоростью они разрабатываются, и, как заметили коллеги, в основном ночью в свободное от основной работы время, содержат столько ляпов, что их еще исправлять и исправлять. Непонятно, почему нельзя было продолжить совершенствовать 94-й федеральный закон о госзакупках, почему потребовалось создать новое законодательство и теперь корректировать.