Военная полиция без закона


Президент Владимир Путин внес в Госдуму пакет поправок в закон об обороне, Уголовно-процессуальный кодекс, общевоинские уставы и другие акты, которым описываются полномочия военной полиции. Она будет нести ответственность за содержание арестованных и приговоренных к пребыванию в дисциплинарных батальонах военнослужащих, поддержание общественного порядка в гарнизонах, патрулирование, обеспечение безопасности дорожного движения.

Начальник органа военной полиции наряду с командиром части получает статус органа дознания, т. е. может вести этот тип расследования в отношении военнослужащих. Задержанные военнослужащие должны доставляться теперь не в военные комендатуры, а в органы военной полиции. Руководит военной полицией министр обороны, и он же определяет ее структуру. Отдельного закона о военной полиции в составе внесенного в Думу пакета нет.

Военная полиция фактически существует с начала 2012 г., говорит офицер Минобороны, так называются бывшие комендантские роты в гарнизонах, а в Москве была создана 130-я бригада военной полиции, переименованная недавно в Семеновский полк. По словам бывшего чиновника Минобороны, в 2010-2011 гг. при прежнем министре Анатолии Сердюкове разрабатывался законопроект о военной полиции, согласно которому она должна была стать гораздо более влиятельной структурой, чем та, что описана в поправках Путина. Обсуждался вопрос о придании ей права на оперативно-розыскную работу, т. е. формирование своего агентурного аппарата, а также права рассматривать жалобы и заявления военнослужащих. Это вызвало сопротивление со стороны органов военной контрразведки ФСБ и военной прокуратуры: первые опасались, что новая структура начнет работать против них в интересах командования, а вторые - что она замкнет реагирование на жалобы военнослужащих на себя.

В результате Сердюков еще в конце 2011 г. согласился на ограниченные полномочия военной полиции - фактически ей переходили функции военных комендатур и автоинспекции. Однако его планы по созданию сильной военной полиции стали одной из предпосылок к его снятию с поста министра, говорит бывший чиновник. При тех функциях военной полиции, которые описаны во внесенных в Думу поправках, дополнительный закон о ней и не нужен и все ее вопросы могут быть решены министром обороны в рамках его полномочий и закона об обороне, говорит полковник запаса Виктор Мураховский.