От редакции: Слюняевские вагоны

Игорь Слюняев

Министр регионального развития Игорь Слюняев нашел рецепт закрепления и развития отдаленных российских территорий. «Компактное расселение вдоль границ и побережья. Там же должны быть размещены и производительные силы <...> Другого варианта нет», - заявил вчера министр. По мнению Слюняева, постоянных жителей, используя опыт Канады и Австралии, следует поселить на границах и побережье, а континентальную часть осваивать вахтовым методом.

Аналогия с Австралией или Канадой вряд ли удачна. Побережье было отправной точкой колониального освоения этих стран. Во внутренних районах поселенцы появлялись позже. В этом Канада и Австралия отличаются от российского Дальнего Востока и Сибири, где побережье океанов было конечным рубежом для землепроходцев и переселенцев. Кроме того, климат и природа континентальных районов Австралии неблагоприятны для повседневной жизни.

Но дело не только в этом. Идея закрепить территорию, насаждая деревни и поселки вдоль дальневосточных границ и побережья, устарела. Переселение людей из центра страны на окраины оправдано при переизбытке жителей, для решения социальных задач и при наличии финансовых ресурсов. Так было во время переселения 1907-1916 гг., когда миллионы крестьян добровольно сели в столыпинские вагоны и поехали в Сибирь. Можно еще отправить людей осваивать отдаленные территории под конвоем. Но у нас, как сказал президент, «не 1937 год». Наполнить гипотетические слюняевские вагоны некем и незачем. По данным Росстата, численность населения Сибири и Дальнего Востока в последние три-четыре года стабилизировалась на уровне 19,3 млн и 6,3 млн человек соответственно.

Это мало по сравнению с плотностью населения в Азии, но это больше, чем во многих районах со столь же трудным климатом. Освоение и укрепление окраин за счет новых жителей - это экстенсивный и дорогостоящий подход, унаследованный от прошлого. Для закрепления отдаленных регионов, сохранения нынешней численности их жителей нужны иные меры: развитие региональных столиц и крупных городов как центров образования, научных разработок, современных производств (в том числе с участием иностранного капитала), которые привлекут квалифицированных специалистов. Необходимы современные аэропорты и удобные транспортные коридоры, которые позволят преодолеть изоляцию Дальнего Востока от остальной территории России и смогут повысить его инвестиционную привлекательность. Именно это, а не заселение не самых благоприятных районов страны новыми жителями позволит развивать и укреплять Дальний Восток.