От редакции: Заводская проходная

С.Портер/ Ведомости

В России не крупные предприятия тянут на себе бюджет страны, а бюджет тянет на себе предприятия. Структура экономики, политическое устройство, история - все это факторы, определяющие неэффективную помощь ничуть не меньше, чем низкое качество государственного управления и близость олигархов к власти.

На прошлой неделе правительство совещалось с металлургами о том, как им помочь в условиях плохой внешней конъюнктуры (цены на металлы падают) и высокой закредитованности. Список разрабатываемых мер обширен: облегчение условий предоставления госгарантий, помощь в реструктуризации и поддержка высвобождаемых работников, софинансирование консервации предприятий, торговая защита от зарубежных конкурентов, смягчение экологических требований, ограничение роста тарифов госмонополий и обязательство для госкомпаний покупать российскую металлопродукцию и даже вероятное создание резервного фонда первичного алюминия (см. статью на стр. 13, а также статью «Гарантии металлургам», «Ведомости» от 3.12.2013).

Проблемы сейчас испытывают металлурги всего мира. Отрасль циклическая. Теоретически ей не помешал бы свой ценовой орган вроде ОПЕК, с помощью которого при низких ценах можно планово сокращать производство. Отрасль также людная в отличие от нефтяной или газовой - сокращение производства здесь требует массового сокращения работников, а они имеют специфическую квалификацию - сегодня уволишь, а завтра, когда цены поднимутся, не найдешь.

Но в России проблемы металлургов, конечно, особенные. Металлургические предприятия зачастую градообразующие, а мобильность населения низкая - уволенному работнику некуда податься. При массовых сокращениях возможны социальные протесты.

Кредитная нагрузка на предприятия выше, а кредиты дороже, чем на Западе. Зато владельцы крупного бизнеса очень близки к власти, что облегчает им получение государственной помощи. На Западе госпомощь тоже бывает - как правило, в виде инфраструктурных проектов, но многие виды прямой помощи там невозможны из-за общественного контроля за расходованием казны; там протесты скорее вызовет оказание госпомощи, тогда как у нас - неоказание.

Близость олигархов к власти создает ложные стимулы. С одной стороны, власть требует от них неучастия в политике и согласия делиться. С другой стороны, они могут надеяться на помощь и заказы от государства и потому не заинтересованы в конкурентном развитии своего бизнеса. С третьей стороны, отсутствие институтов вынуждает их выводить капиталы и не играть вдолгую.

Обратная сторона «социальной ответственности» заключается в том, что в целом власть в России зависит от предприятий больше, чем от людей. Промышленность сохраняет с советского и досоветского времени политическую функцию. Она ответственна за организацию пространства и существование людей в этом пространстве.

Власть ничего не сделала, чтобы изменить этот принцип, изменить структуру экономики и действующие в ней стимулы. Поэтому она будет помогать предприятиям, пока будут деньги. А потом помогать перестанет.