Chevrolet уедет из Европы

Через два года General Motors прекратит продажи автомобилей Chevrolet в Европе, чтобы освободить место для брендов Opel и Vauxhall. России и СНГ изменения не коснутся
Bloomberg

General Motors (GM) прекратит продажи автомобилей Chevrolet в Европе в конце 2015 г. Компания сосредоточится на продвижении брендов Opel и Vauxhall. Впрочем, некоторые модели Chevrolet, например родстер Corvette, продолжат продаваться на европейском рынке и после 2015 г., сообщила GM. Затраты на реорганизацию продаж в Европе составят от 700 млн до 1 млрд евро. Россию и страны СНГ новая стратегия не затронет, сообщила компания.

Chevrolet - крупнейшая международная торговая марка GM с ежегодными продажами более 4 млн автомобилей в 140 странах. Это четвертый по объемам продаж автомобильный бренд в мире. GM вывела Chevrolet на европейский рынок в 2005 г. Под американским брендом европейцам были предложены в основном недорогие машины производства южнокорейского подразделения GM Daewoo. Из 13 моделей лишь четыре (Corvette, родстер Camaro, электрокар Volt и седан Malibu) поставляются в Европу из США. Более того, в 2009 г. GM чуть было не продала Opel консорциуму канадской Magna International и российского Сбербанка. В последний момент сделка была расторгнута.

Но в Европе Chevrolet снискать популярности не сумел, тогда как Opel входит в тройку самых популярных брендов (см. график). «С самого начала было стратегической ошибкой проводить бейдж-инжиниринг дешевых корейских авто логотипами марки Chevrolet, которая ассоциируется с большими американскими дорожными крейсерами», - цитирует Bloomberg аналитика Nord LB Франка Швопе. Реорганизация европейского подразделения является «еще одной ошибкой»: GM могла бы вывести Opel в более высокие сегменты рынка, а Chevrolet позиционировать как бюджетный бренд, считает Швопе. Сейчас, например, в Германии разница в цене между автомобилями-одноклассниками Opel и Chevrolet не превышает 2000 евро, следует из данных сайтов обоих брендов. «Volkswagen успешно управляется с четырьмя своими марками в Европе - VW, Skoda, Audi и Seat, пока GM не может сделать прибыльной в регионе хотя бы одну», - говорит Швопе. Убытки GM в Европе с 1999 г. превысили $18 млрд, в том числе $214 млн пришлось на III квартал этого года.

Реорганизация «устраняет некоторую конкуренцию между брендами», полагает аналитик Bankhaus Metzler Юрген Пипер. «Но мы должны сохранять чувство меры: Chevrolet никогда не был очень успешным в Европе, но нет никакой гарантии, что Opel автоматически получит его долю на рынке», - добавляет он.

На европейском рынке у Opel хорошая репутация, а Chevrolet куда больше, чем в России, ассоциируется с Daewoo, отмечает генеральный директор Meiller Vostok Владимир Видулов. При этом бренды конкурировали между собой, что требовало больших затрат на маркетинг, добавляет он.

В России иная ситуация. «Для Chevrolet Россия - это рынок № 1 в Европе», - говорит начальник отдела аналитики «Автостата» Андрей Топтун. В нашей стране за январь - октябрь продано автомобилей под этим брендом больше, чем во всей Европе (см. график). Правда, продажи снизились на 18%. «Тем не менее в России Chevrolet занимает пятую строчку в рейтинге продаж новых авто, а Opel - лишь 12-ю», - добавляет Топтун. Впрочем, он указывает, что почти треть продаж бренда Chevrolet приходится на, по сути, отечественную Chevrolet Niva. По мнению аналитика, российский рынок в отличие от европейского более чувствителен к ценам на автомобили, престижность бренда отходит на второй план. «Достичь ценового преимущества для Chevrolet производитель смог за счет организации сборки на территории России практически всех своих моделей», - заключает эксперт.