Экономика зовет на свидание

В 2000 г. геолог Алексей Воскобойников и инженер Юрий Краснорутский открыли первую маленькую гостиницу с почасовой оплатой. Сейчас «Подушкин» - это одна из самых быстрорастущих гостиничных сетей
Кабинет Алексея Воскобойникова оформлен скромнее, чем лучшие номера сети гостиниц «Подушкин»/ А. Махонин/ Ведомости

В 2000 г. Юрию Краснорутскому подвернулась возможность дешево арендовать здание бывшего туберкулезного диспансера в районе Речного вокзала в Москве. Ему и пришла в голову идея гостиницы с почасовой оплатой. Для первой гостиницы он придумал название «Подушка», но зарегистрировать в Роспатенте удалось лишь бренд, образованный от выдуманной фамилии «Подушкин».

Место задает тон

Случайно выбранное место для первой гостиницы оказалось не самым удачным. «В то время на Ленинградском шоссе располагалась неофициальная биржа московских проституток, и открывшаяся почасовая гостиница очень заинтересовала сутенеров, настойчиво предлагавших свою помощь в заполнении номеров», - рассказывает совладелец бизнеса Алексей Воскобойников. По его словам, они с компаньоном с большим трудом уклонились от подобного сотрудничества, как и от многочисленных попыток представителей спецслужб разместить в номерах гостиницы записывающую аппаратуру.

Авиационный инженер Краснорутский владел небольшой строительной компанией, достижения которой не позволяли финансировать новый проект. Поэтому он предложил Воскобойникову, который занимался издательством фонограмм и музыкальными технологиями, стать соинвестором проекта. «Ни образование, ни наши прежние сферы деятельности не способствовали успеху предприятия», - вспоминает Воскобойников. 13 лет назад проект казался очень дорогим для партнеров: строительство небольшого отеля обошлось в $70 000. Но с тех пор цены значительно выросли: реконструкция помещения для самой новой из ныне существующих гостиницы на Таганке в 2013 г. потребовала уже $500 000.

«Мы не сразу поняли потенциал этого бизнеса», - говорит Воскобойников. Решение открыть вторую гостиницу тоже было спонтанным. Новый отель занял часть этажа в гостинице «Байкал», которую собственник сдавал в аренду по сходной цене. Оба отеля быстро стали безубыточными, но доходность, по его словам, «болталась в районе нуля». Создавая первые гостиницы, начинающие отельеры не сильно задумывались над концепцией. Делали номера с довольно скромной обстановкой, без внятных акцентов. И только несколько лет спустя решили создавать лав-отели, гостиницы, которые используются в основном для романтических свиданий, с особым дизайном и оборудованием для эротических игр.

Таинственный покупатель

В Москве работает примерно 200 мини-отелей и хостелов и на их долю приходится около 10-12% номерного фонда города, оценивает Марина Смирнова, руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield. Сегмент отелей с почасовой оплатой существовал всегда: по такому тарифу сдавались и до сих пор сдаются квартиры. Нередко постояльцы заселяются в обычную гостиницу на несколько часов, хотя платят за сутки. Под этот спрос и сформировалась ниша отелей с гибким почасовым тарифом.

Когда основатели «Подушкина» поняли, что почасовые мини-отели становятся популярными среди москвичей, они решили тиражировать этот формат. «Для этого нужно было более точно определить потребности клиентов, внимательно присмотреться к посетителям и усовершенствовать сервис, - рассказывает Воскобойников. - Например, мы заметили, что нашими частыми гостями стали пары и целые компании садомазохистов. Понимая, что это может смущать большую часть посетителей, мы решили организовать специализированную гостиницу для любителей разного рода экстремальной эротики».

«Подушкин» начал оформлять свои номера более затейливо: в стиле готического замка, японской комнаты, будуара. Позже, с ростом интереса к эротическим играм среди посетителей, в номерах появилось специальное оборудование, секс-машины, гидромассажные ванны и прозрачные душевые кабины. «Хотя понимание, какие номера пользуются популярностью и какие надо клонировать, пришло только 5-8 лет спустя», - уточняет Воскобойников. В отеле на Новослободской есть кровать, подвешенная на цепях с иллюзией «над пропастью». Гостиница в Китай-городе может похвастаться номером в эстетике школьного спортзала, а в Филях гости могут взять в аренду на три часа стилизованную тюремную камеру. Дизайн для таких «игровых» номеров разрабатывает Краснорутский. Ему же принадлежат необычные идеи, вроде специальной мультимедийной системы, которая, кроме основных функций, может генерировать разные шумы, как фон к телефонному разговору. «В случае если кому-нибудь из наших посетительниц вдруг позвонит муж, она может очень убедительно ответить, что находится в магазине и покупает шубу. К услугам гостей шум стадиона, звуки вокзала, автомобильной пробки», - улыбается Воскобойников. По его словам, сам он занимается в основном рутинной работой - «экономическим планированием, обучением персонала - всем, что требует ежедневного кропотливого внимания».

Кстати, совладельцы бизнеса знают имена всех администраторов отелей, считают этих людей ключевыми и платят им зарплаты около 60 000 руб., ведь именно от дежурных кассиров-администраторов зависит, превратится ли холодный звонок в бронирование. Есть в компании собственная служба ревизоров, которая тщательно следит за качеством сервиса. Ревизоры по технологии «таинственный покупатель» контролируют все - от технического состояния номеров до выполнения стандартов санитарной обработки и дезинфекции оборудования для ролевых игр.

Франшиза у вокзала

Все эти годы сеть развивалась динамично, открывая несколько отелей в год. Сейчас их 20, причем семь работают по программе франчайзинга. «Отельеры, пользующиеся торговой маркой и гостиничными технологиями «Подушкина» на условиях франчайзинга, с момента выхода на точку безубыточности выплачивают владельцам бренда 10% выручки в виде роялти, - объясняет Воскобойников. - Этот рубеж разным отелям удается преодолеть не всегда быстро. Наименее успешным в этом отношении был, кстати, отель у площади Трех Вокзалов, где, по первоначальному прогнозу, спрос должен быть высоким». «В начале 2000-х я был постоянным клиентом почасовых отелей, и «Подушкин» стал основоположником этой индустрии в Москве», - рассказывает Никита Иванов, создатель сайта «ГдеНеСпать», который специализируется на букинге «гостиниц на час». В таких отелях в среднем 10-15 номеров, а цена часа в 2013 г. - примерно 800 руб. Цена самого бюджетного номера в «Подушкине» - 900 руб. в час (причем заселиться в него можно минимум на три часа). «Подушкин» - не только самая большая сеть почасовых отелей в Москве, но наиболее изобретательная по части сервиса и оборудования номеров, замечает Иванов. Другие «гостиницы на час» конкурируют с ней в основном за счет цен, считает он.

Такие отели в России находятся в абсолютно правовом поле. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ предусматривают возможность устанавливать почасовую оплату, поясняет Смирнова. Всего на сайте «ГдеНеСпать» числится 184 гостиницы в Москве и Петербурге, в том числе сетевые - «Погости.ру», «Мастер», «Имена», «Бонжур», «Амстердам». Искать номер можно, введя «критерии комфорта» - есть ли в номере гидромассажная ванна, оборудование для ролевых игр, по временному тарифу.

Цена входа на рынок для мини-отеля в сравнении с обычным минимальна, ведь его можно открыть даже на первом этаже жилого дома, отмечает Станислав Ивашкевич, заместитель гендиректора по развитию индустрии гостеприимства CBRE. «Если выбрать место рядом с метро, установить адекватную цену, то загруженность может составить 80%», - поясняет Иванов. И не обязательно его открывать в центре города. Отель другой сети - «Погости.ру» (пять гостиниц) - в Алтуфьеве, в котором 60 номеров (для такого типа отеля это много), очень популярен, приводит пример Иванов. Правда, у «Погости.ру» другая концепция, это совсем не лав-отели, а гостиницы с гибкими тарифами, интересные прежде всего тем, кому надо только переночевать или поспать перед самолетом, командированным, людям, которые, например, приезжают в Москву купить машину, рассказала Юлия Лаврентьева, управляющая сетью.

Аноним предъявляет паспорт

Один из плюсов почасовых отелей - анонимность, убежден Ивашкевич. «При бронировании гость называет свое имя, псевдоним, партийную кличку или погоняло», - сказано в правилах «Подушкина» на сайте, хотя при регистрации паспорт все-таки нужно предъявить. «Постояльцы стремятся спрятаться, а в больших отелях сделать это невозможно: нужно называть свое имя, проходить через лобби, где много людей. Знаю несколько историй публичных людей, которые засветились таким образом, например депутата, борца за семейные ценности, снимавшего номера в известном сетевом отеле совсем не с женой».

О выручке владельцы почасовых отелей говорят неохотно. Чтобы выйти на прибыль, каждый номер надо обернуть трижды за день, рассказывает Воскобойников. Однако у гостиниц с такой тематикой пик заселений приходится на пятницу и субботу, говорят эксперты. Чтобы сгладить перекос и достичь ожидаемой выручки, владельцы вынуждены расширять спектр предложений и дополнительных услуг, замечает Елена Лысенкова, гендиректор Hospitality Income Consulting. Впрочем, одно из правил обслуживания в «Подушкине» гласит: «Не допускается использование номеров гостиниц для оказания и получения платных сексуальных услуг».

По организационно-правовой форме сеть мини-гостиниц «Подушкин» представляет собой ассоциацию нескольких индивидуальных предпринимателей, объединенных использованием единой торговой марки и общими сетевыми стандартами, объясняет Воскобойников. «Такая конструкция защищает бизнес от недружественных воздействий и представляется оптимальной с точки зрения оптимизации налоговой нагрузки», - говорит он.

«Конкуренты таких отелей - не такие же заведения за углом, а стереотипы, будто почасовая гостиница - это дом свиданий, куда приличному мужчине, а уж тем более женщине ходить не стоит», - рассказывает Иванов.

Первый год после постройки нового отеля уходит на то, чтобы доказать, что заведение не будет создавать неудобств тем, кто живет по соседству.

Рынок мини-отелей в Москве уже насыщен, и открывать новые гостиницы «Подушкин» пока не собирается. Владельцы бизнеса считают более актуальным другой путь развития: меняют формат владения, выкупая помещения своих отелей у арендодателей. Гостиницу в Коптеве выкупили за $1 млн, на Комсомольском проспекте - за $2 млн. Судя по этим покупкам, финансовые показатели сети оправдывают ожидания владельцев, говорит Смирнова.