Минфин теряет триллионы

Минфин пересмотрел бюджетную стратегию до 2030 г. Денег не хватает уже с 2017 г. Возможно, придется повышать страховые взносы и налоги на сырьевой сектор
А.Махонин/ Ведомости

Минфин все время перестраховывается, но консервативный взгляд на дальнейшее развитие событий сейчас кажется наиболее правильным, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Если объем сокращений расходов будет слишком большим, то правительство скорее всего решится на повышение налогов, считает она: «Это логичное решение в условиях относительно невысокой налоговой нагрузки и больших расходов».

Минфин внес в правительство обновленную редакцию бюджетной стратегии до 2030 г. (есть у «Ведомостей»). Предыдущий вариант, подготовленный в августе, потерял актуальность из-за пересмотра долгосрочного прогноза экономического развития. По базовому для стратегии сценарию средние темпы роста российской экономики в 2013-2030 гг. снижены более чем вдвое - с 5,4 до 2,5%.

Из-за ухудшения прогноза сокращаются доходы бюджетной системы. Если в предыдущем варианте стратегии все расходы были профинансированы даже при падении цены на нефть до $80, то в новом денег не хватает уже с 2017 г. и при $100 за баррель. По расчетам Минфина, в 2017-2020 гг. на финансирование госпрограмм и непрограммных статей бюджета не хватает 5,6 трлн руб. А еще есть пока не учтенные в бюджете решения президента и правительства стоимостью в 4,2 трлн руб. (см. врез). Нужно пересматривать государственные программы, предупреждает министр финансов Антон Силуанов премьера Дмитрия Медведева в письме, приложенном к стратегии.

К 2030 г. доходы всей бюджетной системы сократятся с нынешних 35,7% ВВП до 31,9%, а федерального бюджета - с 19,1 до 14,8%. Чтобы дефицит бюджета не превышал 1%, сокращаться должны и расходы, настаивает Минфин. С 36, до 32,2% ВВП - всей бюджетной системы, с 19,8 до 15,1% - федерального бюджета. По расчетам Минфина, это позволит после 2016 г. верстать федеральный бюджет с дефицитом не выше 0,4% ВВП, наполнить резервный фонд до нормативной величины в 7% ВВП в 2022 г. и увеличить в номинальном выражении фонд национального благосостояния втрое. Госдолг вырастет при этом с 12 до 20% ВВП.

Прогнозируемое сокращение доходов и, как следствие, расходов может серьезно ограничить возможность бюджета оплатить приоритетные направления госполитики и новые обязательства, предупреждает Минфин. Ведомство не исключает повышения налоговой нагрузки на сырьевой сектор и «утончение» размера страховых взносов, однако конкретных предложений не делает. Налоговые и таможенные льготы нужно упорядочить и сделать адресными, налоговая нагрузка на имущество должна расти, говорится в стратегии, следует снижать налоги на труд и капитал, но повышать на потребление, включая дорогую недвижимость.

Из-за стагнирующей добычи нефти доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете сократится. Проиграют от этого регионы - у федерального правительства будет меньше возможности помогать им. К 2030 г. объем межбюджетных трансфертов снизится до 0,9% ВВП с 2,1% в 2013 г. По мнению Минфина, регионы смогут компенсировать эти потери за счет роста поступлений от налогов на доходы физических лиц и прибыль предприятий, а также благодаря реформе бюджетного сектора.

Гипотеза Минфина сработает, если диверсифицировать экономику, говорит замдиректора направления «госфинансы» S&P Карен Вартапетов. Сейчас же при снижении цены на нефть падают и нефтегазовые доходы, и налоговые доходы регионов. Не стоит забывать и про большой структурный дефицит бюджетов регионов, продолжает Вартапетов: из-за президентских указов и многолетнего недофинансирования инфраструктуры региональные расходы гораздо выше доходов.

Главные риски для бюджетной системы - снижение цен на нефть, старение населения, еще более сильное торможение экономики. Даже при падении цены на нефть в 2016 г. до $80-60 все расходы будут профинансированы за счет резервного фонда, а последующий рост цен опять позволит восстановить резервы. Ухудшение демографической ситуации увеличит расходы на Пенсионный фонд. Это может привести к росту трансферта из федерального бюджета в 2 раза до 3% ВВП. Чтобы этого не произошло, Минфин предлагает не затягивать с пенсионной реформой: усовершенствовать распределительную систему, стимулировать более поздний выход на пенсию, установить страховые взносы для самозанятых граждан.