Слишком много автосалонов

Автодилеры на юге признают, что их становится слишком много. Открытие новых автосалонов на насыщенном рынке угрожает их бизнес-планам

Больше всего дилерских центров иномарок на душу населения сконцентрировано в Минеральных Водах: один на 3800 жителей, выяснило агентство «Автостат». В среднем в городах с населением более 100 000 жителей на один автоцентр приходится чуть более 25 000 жителей, а с учетом сельского населения по соседству - почти 50 000 человек, говорится в исследовании агентства.

Всего в Минводах 20 автоцентров. Уникальную ситуацию в городе, в котором разместилась целая автомобильная деревня, эксперты «Автостата» объясняют тем, что туда съезжаются жители республик Северного Кавказа, а также соседних курортных городов, где практически нет автоцентров: Кисловодска, Пятигорска, Ессентуков, Железноводска.

В 10 городах-миллионниках показатель обеспеченности автоцентрами выше среднероссийского. На 1-м месте - Екатеринбург с 78 автосалонами: один на 17 900 человек, на 2-м - Ростов (57 и 19 400), следом - Казань (60 и 19 600 человек).

Среди городов с населением до 1 млн человек Краснодар занимает 2-е место - здесь один автоцентр (всего их 51) на 15 300 человек.

Представитель «Ключавто» Владимир Вербицкий отмечает, что в этом году Минводы показали хороший плюс (цифры не приводит). У «Ключавто» - салоны Huyndai, Citroen, Mitsubishi, Mercedes-Benz, Toyota, Lexus. На Минводы за 10 месяцев пришлось 26,5% продаж компании, говорит Вербицкий. По его словам, город хорош по логистике: федеральная трасса М29 «Кавказ», железная дорога, аэропорт.

Такие города, как Ставрополь и Новороссийск, оказались примерно равны по обеспеченности - один центр соответственно на 12 100 и 13 200 человек. При этом автоцентров в Ставрополе - 34, а в Новороссийске - всего 19. В Сочи сейчас 15 автоцентров, т. е. один на 24 500 человек.

«Официальных дилеров в Сочи пока немного, по этой причине сочинцы ездят в Краснодар», - говорит Вербицкий. Сейчас, продолжает он, «Ключавто» открывает в Сочи автодеревню на пять дилерских центров - Lexus, Toyota, Huyndai, Audi, Volkswagen, два - Audi и VW - уже открыты.

«Дилерские сети практически сформированы. Если где-то происходит открытие новых центров, то это, как правило, уже имеющиеся игроки добавляют к своему портфелю новый бренд. Либо идет процесс выкупа одних игроков другими, более крупными», - говорит директор «Автостата» Сергей Целиков. По его словам, в города с населением до 250 000 жителей дилеры не идут из-за завышенных инвестиционных требований дистрибуторов, которые не позволяют выстроить успешную финансовую модель. В 2014 г. конкуренция в дилерской среде усилится, возможна серия банкротств, прогнозирует Целиков.

«Рынок уже перенасыщен. Каких-то дилеров уже больше трех [на одну иномарку], это не всегда коррелируется с объемом продаж, но такова политика дистрибуторов», - сетует гендиректор «ААА моторс» Олег Ландин. Он считает, что сейчас «эффективнее закончить плодить дилеров», потому что «каждый новый виток открытий [автосалонов] - удар по бизнес-планам». В первую очередь, отмечает Ландин, это характерно для Москвы, где много машин продают «в ноль или в минус».