Ориентиры: Чем завлекают ритейлеров

Набережная Круазетт и Дворец фестивалей, кафе Brun и клуб Baoli, устрицы и rose - вот то, что в первую очередь вспоминают российские участники выставок в Каннах.

Год из года в середине ноября рынок торговой недвижимости России пакует чемоданы и едет на MAPIC - набраться европейских идей и представить собственные проекты. Лозунгом каждого такого выезда непременно становится привлечение новых зарубежных брендов - именитых ритейлеров-дебютантов, которые могут украсить миллионы строящихся квадратных метров качественной торговой недвижимости в России.

На российском рынке пока представлено немногим более 40% иностранных брендов - есть куда расти. Тогда как с точки зрения масштабов строительства мы впереди Европы всей: к концу 2014 г. Россия выйдет на 1-е место по объему действующих ТЦ - почти 19 млн кв. м, каждый метр из которых хочет похвастаться именитой торговой сетью из-за рубежа.

Год от года присутствие российских игроков в Каннах все заметнее, везде видна наша душа - и в матрешках на стендах, и на официальной вечеринке MAPIC, поддерживаемой российским ритейлером. Россия второй год подряд оказывается в фокусе выставки: в 2012-м организаторы выбрали ее «страной года» (Country of Honor), в 2013-м - одной из «восходящих звезд» (Rising Stars) в составе БРИК. Дворец фестивалей заклеен баннерами российских девелоперов.

Львиная часть мероприятий выстроена вокруг России: «Русская коллекция», «Русский завтрак», русские сессии, только и ходят на них в основном... русские. А в кулуарах обсуждается, что международных ритейлеров стало заметно меньше - видимо, стагнация в Европе и операционные нужды оставили многих дома. Правда, это скорее форс-мажор: всего MAPIC посещает около 2500 торговых сетей со всего мира, и это единственное место в мире и дни в году, когда девелоперы могут лицом к лицу с ними встретиться. Даже несмотря на отказ отдельных ритейлеров от выставки в этом году, она все равно остается местом из списка must to visit для любого представителя торгового мира.

Недостача иностранцев - не повод для расстройства, ведь здесь много российских операторов. По данным организаторов, в Каннах было 100 ритейлеров из России - больше, чем из Великобритании, Германии или Турции. Представители российских торговых сетей уровня средний / средний минус без устали искали в этом году проекты в российских же регионах. Если иностранцы смотрят и думают, то российские сети принимают решение и готовы открыть магазин в ближайшее время.

Их решительность понятна: где, как не на международной выставке, можно сравнить собственные обороты с показателями заграничных коллег и понять, что в России действительно бум ритейла. 60% от дохода, которые россияне тратят на товары и услуги, - немыслимый показатель для любой европейской страны. Жители там более бережливы и готовы оставлять в торговых центрах 20-30% своих доходов. Этими цифрами российские игроки завлекали и зарубежных ритейлеров. Но если иностранный бренд и готов дебютировать в России, то имеет он в виду в первую очередь Москву, знаковые торговые центры в ней и помещения в стрит-ритейле - желательно к Красной площади поближе.

Вот и получается, что российские девелоперы едут дружным фронтом в Канны за российскими же ритейлерами. И нельзя сказать, что это плохо. Именно эти несколько дней ноября в солнечной Франции могут быть для отдельно взятого торгцентра гораздо более продуктивными, чем месяцы переговоров в России.

Сейчас, по прошествии почти 15 лет с момента открытия первого профессионального ТЦ в Москве, мы готовы быть конкурентоспособными. Мы реализуем самые интересные идеи развитого рынка «старой» Европы настолько быстро и успешно, что зарубежные коллеги на выставках уже не смотрят на российские ТЦ свысока - это достойные конкуренты, которые пусть пока и не получают MAPIC Awards, но уже на пути к этому.