Человек недели: Дмитрий Мазепин

Д.Гришкин/ Ведомости

«Уралхим», холдинг по производству азотных, сложных и фосфатных удобрений, стоимость которого аналитики оценивают в $3,4 млрд, покупает 20% «Уралкалия», крупнейшего в мире производителя калия, с премией к рынку. Для сравнения: в пятницу 20% «Уралкалия» на Лондонской бирже стоили $3 млрд, а для продажи весь «Уралкалий» был оценен в $20 млрд. Выходит, 20% стоят $4 млрд. Неназванный госбанк готов профинансировать сделку по залог акций «Уралхима» и «Уралкалия». Долговая нагрузка «Уралхима» в итоге достигнет 6 EBITDA.

Если бы мне кто-то рассказал это три года назад, когда «Уралхим» отчаянно пытался провести IPO, чтобы расплатиться с долгом в $1,4 млрд, я ни за что бы не поверила. Компания, которой все прочили банкротство, становится крупным акционером лидера отрасли, уникального «Уралкалия».

Почти 95% акций головной компании «Уралхима» - Uralchem Holding принадлежит Дмитрию Мазепину. Forbes в 2013 г. оценил его состояние в $3,2 млрд, бизнесмен занимал 33-ю строку рейтинга. Покупка 20% «Уралкалия» поднимет его сразу во вторую десятку рейтинга примерно до уровня бывшего владельца «Уралкалия» Дмитрия Рыболовлева, основного владельца UC Rusal Олега Дерипаски и совладельца Evraz и «Норникеля» Романа Абрамовича. Для Мазепина «Уралкалий» - это невероятная удача.

Претендентов на «Уралкалий» было много. Но в итоге пакет, принадлежащий Сулейману Керимову, выкупает владелец «Онэксима» Михаил Прохоров, а Мазепин - 20%. Люди, близкие к разным сторонам сделки, рассказывают, что Мазепин - «правильный» во всех отношениях партнер для Прохорова: он понимает, что такое бизнес по производству удобрений, и к тому же белорус по происхождению. Он родился в Минске и первый бизнес начинал именно в республике. В начале года были слухи, что Мазепин может быть назначен заместителем председателя правительства по финансово-экономическому взаимодействию с Россией. Этого не случилось. Но все впереди: Мазепин в новом статусе может начать с Александром Лукашенко переговоры о восстановлении калийного картеля с «Беларуськалием» (из-за его развала президент настаивал на смене акционеров «Уралкалия», а белорусские следователи завели дело на гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера).

В жизни каждого человека немного бывает моментов, когда ее траектория круто меняется. Покупка 20% «Уралкалия» Мазепиным - событие такого порядка. Но сворачивая с привычной колеи, никогда не знаешь, что ждет за поворотом. «Уралкалий» может превратить бизнес Мазепина в суперуспешную империю, а может - в обремененную непосильными долгами компанию-зомби. Прогноз я делать не буду - один раз напрасно «Уралхим» уже банкротили.