Формы ради

«Городские строения» Игоря Шелковского/ Мультимедиа Арт Музей

Ретроспектива Игоря Шелковского «Постоянство перемен» открылась в Мультимедиа арт музее и проходит одновременно с выставками из коллекции Дэмиена Херста и фотографов журнала Vogue. Смотрится она рядом с ними как монах-отшельник на ярмарке тщеславия. Кажется, что Шелковский не только ничем не манит к себе зрителей, но вовсе не имеет их в виду, а только решает для себя формальные задачи с помощью подручных средств - картона, дерева, красок. И достигает простого до идеальности результата.

Среди русских художников, в советское время не признанных, а потом эмигрировавших за свободой творчества, он не самый яркий и знаменитый, но, безусловно, уважаемый. И не только за журнал «А - Я» о русском андеграунде, который он делал в течение почти десяти лет в ущерб себе как художнику. А за многолетнюю непрекращающуюся работу не столько над анализом форм, сколько над их любовным воспроизведением.

Одна из самых известных, еще середины семидесятых годов, работа Шелковского - воссозданный в дереве и крашенный под настоящий «Пакет молока» - всегда казалась поп-артовской скульптурой. На этой же выставке, когда тару эту уже мало кто помнит, среди макетов-объектов великих и просто модернистских зданий, среди схематичных человечков и текстов пословиц, выложенных деревянными буквами на крашеные дощечки (адекватный визуальный перевод нехитрого народного присловья), «Пакет» даже кажется лишним, попсовым.