Точка зрения: Сохранить контроль

Реализация строительных проектов - один из самых затратных и трудных для управления процессов. Повсеместно можно наблюдать завышение строительных смет, несоблюдение технологий или низкую эффективность инвестиций.

Из ярких примеров недавнего времени - строительство футбольного стадиона «Зенит-арена» в Санкт-Петербурге. Первоначальный бюджет в 6,7 млрд руб. пересматривался несколько раз, и по результатам последней проверки, инициированной Счетной палатой РФ, составил 34 млрд руб. Также претерпели изменения и сроки сдачи стадиона в эксплуатацию: вместо декабря 2008 г. - июль 2016 г. Строительство стадиона финансировалось не только за счет средств государственной корпорации «Газпром», но и за счет бюджета Санкт-Петербурга, правительству которого пришлось отказаться в его пользу от реализации других социально важных для города проектов.

По той же аналогии можно проанализировать развитие спортивной и социальной инфраструктуры к зимней Олимпиаде 2014 г. в Сочи. Общие затраты по сравнению с изначальной сметой выросли почти в 5 раз и составили более 1,5 трлн руб. Помимо увеличения затрат на строительство у многих экспертов вызывают беспокойство перспективы использования объектов инфраструктуры после проведения Олимпиады. Многие проекты грозят стать неэффективными не только с экономической точки зрения, но и с социальной.

В России есть институт контроля крупных инвестиционных проектов, в реализации которых заинтересовано государство. Каждый из них проходит обязательную процедуру проверки со стороны Главгосэкспертизы, которая на основе анализа проектной документации подтверждает реализуемость проекта. Однако этого анализа не всегда достаточно, поскольку Главгосэкспертиза проверяет лишь адекватность технических решений и достоверность определения сметной стоимости проекта, что никоим образом не отражает эффективность его реализации. При таком анализе из вида упускаются показатели технологической и социально-экономической эффективности проекта и можно использовать более сложные технологические решения или завышать объемы строительно-монтажных работ - это именно те детали, которые Главгосэкспертиза оставляет на усмотрение проектировщика. Например, планируется построить современную теплоэлектростанцию. Проект проходит все первоначальные стадии экономического обоснования и разработки проектной документации и отправляется на проверку в Главгосэкспертизу. Она выдает разрешение на строительство, основываясь исключительно на анализе технических решений, включенных в проектную документацию. В таком проекте могут закладываться неэффективные с точки зрения экономики технологии генерации энергии (например, турбины недостаточно мощные), которые требуют больших капитальных вложений на строительство инфраструктуры, функционируют менее эффективно по сравнению с существующими рыночными аналогами и к тому же не удовлетворяют интересов потребителей и государства. С точки зрения Главгосэкспертизы, такой проект не вызывает вопросов, так как нет расхождений со СНиПами и сметы составлены верно, но в целом проект будет неэффективен.

За рубежом накоплен значительный опыт проведения комплексных проверок инвестиционного проекта перед началом его реализации. Например, в Великобритании, Австралии и других странах обязательно проводится публичный аудит инвестпроектов с участием государства для обеспечения прозрачности их выполнения не только для непосредственного инвестора, но и для широкой общественности. В некоторых странах проведением такого аудита занимаются государственные структуры с привлечением независимых консультантов, в других - независимые эксперты и аудиторские компании.

Вне зависимости от того, кто принимает непосредственное участие в процессе аудита, такого рода проверки проводятся в соответствии с разработанными стандартами, которые унифицированы для любой отрасли. На примере международного опыта можно проследить, какие инициативы в этом направлении реализуются в странах, которые особенно скрупулезно подходят к вопросу анализа эффективности своих инвестиций. Например, в Великобритании разработана целая система по контролю реализации инвестиционных проектов (Gateway Review Guideline), которая является своего рода руководством для инвесторов, к которому они обращаются на каждой стадии реализации проекта. В соответствии с этой системой создан механизм независимого аудита инвестиционных проектов, который помогает инвесторам принимать наиболее эффективные и обоснованные решения.

На данный момент в России ведется работа по созданию стандартов, направленных на контроль качества крупных инвестпроектов. Так, например, по инициативе «открытого правительства» было разработано постановление правительства РФ от 30.04.2013 № 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием»). Согласно данному постановлению начиная с 2014 г. все инвестиционные проекты с государственным участием общим объемом инвестиций свыше 8 млрд руб. должны проходить обязательную публичную процедуру технологического и ценового аудита, а с 2015 г. - все проекты свыше 1,5 млрд руб. Безусловно, под действие этого постановления в обязательном порядке подпадают только проекты с государственным участием, однако данная практика может в дальнейшем быть применима и для частных инвестпроектов.

Помимо указанной инициативы правительство РФ также издало несколько распоряжений, регламентирующих инвестиционную деятельность крупных государственных корпораций, таких как «Русгидро» и Росавтодор. Публичный технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов этих компаний призван в пилотном режиме определить эффективность работы данной инициативы в России на реальных примерах. Стоит отметить строительство объектов энергетики на Дальнем Востоке и особо важных крупных объектов транспортной инфраструктуры в рамках подготовки к проведению в России чемпионата мира по футболу в 2018 г.

Мировая практика доказывает: пользу от проведения такого аудита получают все заинтересованные стороны. Он позволяет достигнуть основных показателей эффективности проекта, одинаково равнозначных как для инвесторов, так и для государства и общества в целом, - это сокращение бюджета и улучшение качества готового объекта за счет выбора оптимальных технологий строительства. Кроме того, такая процедура направлена на сокращение рисков проектов, так как комплексная проверка позволяет выявить основные факторы, оказывающие влияние на их реализацию.