ФАС подождет закона

Бизнес добился отсрочки принятия четвертого антимонопольного пакета. Компании не готовы к расширению контроля Федеральной антимонопольной службы (ФАС), ведомство будет настаивать на своем
Руководителю ФАС Игорю Артемьеву придется посоветоваться с бизнесом/ М. Стулов/ Ведомости

Антимонопольная служба так и не уговорила правительство одобрить поправки в закон о защите конкуренции, получившие название четвертого антимонопольного пакета. На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова в пятницу бизнес выступил против, рассказал участвовавший в обсуждении чиновник, рассмотрение перенесли на 2014 г. ФАС попытается сгладить положения, раскритикованные бизнесом, подтвердил начальник управления службы Сергей Пузыревский: «Надеемся, что в Госдуму [поправки] будут внесены в весеннюю сессию». Представитель секретариата Шувалова не комментирует итоги совещания.

Большинство предложений ФАС входили еще в проект третьего антимонопольного пакета (вступил в силу в 2012 г.). Но и тогда из-за сопротивления бизнеса правительство решило обсудить их отдельно. Служба почти добилась своего: в октябре проект в целом был одобрен на совещании у Шувалова.

Но бизнес-сообщества снова выступили против. Письмо с критикой направили Шувалову «Деловая Россия», ТПП, РСПП и уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов (есть у «Ведомостей»). Они жаловались, что ФАС игнорирует большую часть замечаний, хотя изменения «способны негативно повлиять на деятельность компаний любого масштаба». Проект толком не обсуждался, пишут предприниматели: ФАС хотела внести изменения в другой проект, который Госдума одобрила весной в первом чтении (об отмене уведомительного контроля для ряда сделок экономической концентрации).

Решено готовить самостоятельный проект, сообщил Пузыревский. У Шувалова в основном обсуждались три претензии бизнеса, рассказали участники совещания. Компании не хотят, чтобы у ФАС появилось право принуждать монополистов публиковать условия работы с контрагентами, а также устанавливать правила недискриминационного доступа к услугам не только естественных монополий, но и любой компании с долей рынка более 70%. Бизнес и против распространения антимонопольного регулирования на интеллектуальную собственность.

ФАС намерена настаивать на своем. Публикация правил торговой практики не увеличивает административной нагрузки, удивляется Пузыревский, это лишь конкретизация существующих полномочий ФАС. Нужно обеспечить и недискриминационный доступ на высококонцентрированных рынках, считает он: «Проблема с апатитовым концентратом, хлористым калием, транспортировкой этилена». Много споров, сетует он, для таких рынков ценообразование и порядок заключения контракта должно определять правительство. Нет угрозы и для правообладателей, успокаивает Пузыревский, ФАС не будет требовать передавать лицензии и патенты, но служба должна следить за соблюдением конкуренции при обороте товаров.

Проект критикуют и чиновники. ФАС хочет контролировать ценообразование, но такие полномочия уже есть у Федеральной службы по тарифам (ФСТ), говорит замруководителя ФСТ Ольга Аллилуева, для участников рынка это двойной контроль и два вида штрафных санкций. ФСТ также против предложенного ФАС контроля за торговыми практиками и высококонцентрированными рынками. В последнем случае ФАС просто скопировала нормы из правил, разработанных для естественных монополий, сетует Аллилуева, например, вводится отбор контрагентов через торги, хотя на конкурентных рынках это редкость. Бизнес-процессы должны регулироваться объективными правилами и четкими требованиями, говорил директор департамента Минэкономразвития Вадим Живулин, ФАС же хочет принимать субъективные решения. Это идет вразрез с принципами государственного регулирования, возмущался чиновник.