Москва вытягивает торги из Лондона

Московская биржа обыгрывает Лондонскую по величине спрэда на самые ликвидные акции российских компаний с двойным листингом и постепенно перетягивает к себе торги такими бумагами
Д.Абрамов/ Ведомости

«Низкий спрэд говорит об эффективности рынка - на нем больше делают сделок, активнее торгуют», - говорит Сергей Синкевич из «Открытие капитала». Но дело не только в объемах торгов. Ведущий трейдер «ВТБ капитала» Денис Горвата указывает, что шаг цены (возможное изменение стоимости бумаги, ограниченное торговой программой) на LSE существенно больше, чем на Московской бирже. Для «Лукойла» это 5 центов (8 базисных пунктов) на LSE и 10 коп. (0,5) на Московской бирже, для «Газпрома» - 0,5 цента (6) и 1 коп. (0,7).

Старший портфельный управляющий GHP Александр Черноморов объясняет низкий спрэд на Московской бирже активностью роботов из-за сравнительно низкой стоимости сделок. Заместитель гендиректора БКС Роман Лохов видит три причины увеличения доли Московской биржи: маркетмейкерская программа (осенью биржа запустила на основном рынке программу поддержки акций, оборот маркетмейкеров составляет 15-20%), выход на рынок крупных клиентов и новый формат торгов с неполным депонированием средств под сделку (Т+2).

Разница между самой выгодной ценой покупки и продажи (спрэд) одного контракта на акции российских компаний на Московской бирже была в ноябре втрое ниже, чем на Лондонской (LSE). Это вытекает из исследования LiquidMetrix, проведенного по заказу Московской биржи. Компания изучила спрэды на двух биржах для виртуального индекса из 36 российских компаний, имеющих двойной листинг. Правда, цена среднего контракта на Московской бирже вчетверо ниже, чем на LSE: $3000 против $12 000. Но похожий тренд в спрэдах виден и на равных по сумме контрактах (см. графику).

Спрэд и объемом торгов - одни из самых распространенных показателей ликвидности бумаг. Он отражает издержки инвестора: чем меньше спрэд, тем ближе цена к среднерыночной и, соответственно, ниже издержки по операциям с бумагой, говорит представитель Московской биржи, большой спрэд может привести к значительным затратам времени на ожидание благоприятной для сделки цены и возможным финансовым потерям инвестора в случае неблагоприятного движения цен.

По расчетам LiquidMetrix, постепенно растет и доля Московской биржи в совокупном объеме торгов 36 акциями (см. графику). В начале года она составляла 52%, в июне даже снижалась до 49%, а в ноябре достигла 61%. Национальная ассоциация участников фондового рынка в своих обзорах не раз обращала внимание на то, что торги российскими бумагами уходят за границу. Московская биржа ожидает возвращения торговли российскими бумагами в Россию в том числе из-за низкого спрэда. Доля внутреннего рынка в объеме торгов национальными активами - один из показателей уровня развития финансового рынка, замечает предправления биржи Александр Афанасьев, цель реформы российского фондового рынка - довести долю биржевых торгов акциями российских компаний в Москве до 75-80%.

«Глубина стакана на LSE намного больше, чем на ММВБ, и количество акций на лучшем биде и на лучшем офере всегда выше на LSE, если сравнивать с тем же показателем на Московской бирже, - замечает Горвата. - Я не вижу предпосылок для того, чтобы более узкий спрэд на Московской бирже стал стимулом для возвращения торгов в Россию». Синкевич более оптимистичен и ожидает увеличения доли Московской биржи в торгах бумагами, имеющими двойной листинг. Но он считает, что это длительный процесс: «Процесс перехода инвесторов на российский рынок займет некоторое время, так как инвесторы и кастодианы должны привыкнуть к новой российской инфраструктуре». Инвесторы, которые вывели бумаги за границу, не несут рублевый риск, указывает еще одну причину интереса к LSE Черноморов: при продаже бумаг им не придется конвертировать рубли в валюту, уговорить их прийти на Московскую биржу и использовать российскую инфраструктуру проблематично. «Перетока не жду, для этого нужна не только уверенность в российской экономике, но и явная защита миноритарных акционеров», - заключает он.