Подмосковье продает щиты

Московская область в начале следующего года проведет первые аукционы по наружной рекламе. В отличие от столицы областные чиновники продадут места маленькими лотами, чтобы не отпугнуть небольших операторов
Областное правительство заработает на щитах/ М. Стулов/ Ведомости

Аукционы в Подмосковье пройдут в I квартале 2014 г., на них будет выставлено 20 000 рекламных конструкций, рассказал «Ведомостям» замруководителя Главного управления по информационной политике области Александр Менчук. Эти конструкции будут разбиты на небольшие лоты, уточнил он: «Если на всю Москву в рамках аукциона было заявлено 16 лотов, то у нас на один район будет не менее 20». В Подмосковье 36 районов, из них шесть граничат со столицей, и 31 город областного подчинения. Это сделает аукцион интересным для небольших компаний, рассчитывает Менчук. Сейчас, по его оценке, в области работает несколько сотен операторов наружной рекламы, каждый из которых управляет от двух до нескольких десятков конструкций.

Аукционы по наружной рекламе проходят по всей стране: после весенних поправок в закон «О рекламе» договор на место под рекламную конструкцию не может быть продлен автоматически, только через торги. Москва первой из крупных городов разыграла большую часть мест под рекламу. В результате число поверхностей в столице сократилось почти вдвое, а оставшиеся места разделили между собой семь компаний, которые обязались в течение 10 лет выплатить городу 75 млрд руб. До этого в городе действовало примерно два десятка операторов.

По словам гендиректора «Эспар-аналитик» Андрея Березкина, число мест, которое готова разыграть область на аукционе, «поражает воображение», это почти в 4 раза больше, чем в Москве. Сейчас этот рынок чрезвычайно раздроблен, подтверждает он, и прозрачных данных по нему нет, поэтому оценить его объемы почти невозможно. Наличие мелких лотов сохранит возможность участия для среднего и малого бизнеса, соглашается он, отмечая, что, к примеру, в Казани на аукцион было выставлено 90 лотов, но их поделили всего 10 игроков.

Этим летом областное правительство решило навести порядок на этом рынке и насчитало в регионе почти 8000 нелегальных конструкций и уже демонтировало около 3000 из них. Чтобы реализовать максимальное число мест, чиновники намерены комбинировать самые дорогие позиции, например центральные места на трассе, с отдаленными площадками.

В результате аукциона поступления областного бюджета от наружной рекламы вырастут почти на порядок - до 2,5 млрд руб. в год, рассчитывают чиновники. Организатором торгов будет подведомственное правительству ГКУ «Мособлреклама», созданное в ноябре. Первые аукционы пройдут в отдаленных от МКАД территориях, где чиновники уже согласовали схемы размещения (Шаховской и Егорьевский районы и город Бронницы).

После жестких столичных аукционов операторы ждут торгов в Подмосковье, говорят опрошенные «Ведомостями» участники рынка. Например, компания «Анко» будет участвовать во всех близких к МКАД районах - Красногорске, Химках, Балашихе, Люберцах, сообщил ее гендиректор Андрей Ковалев: «Я рад, что ничего не получил в Москве, потому что это просто неокупаемые проекты». «Подмосковье нам интересно: стоимость продаж и цена места там ниже. Мы рассматриваем возможность участия в аукционах», - отмечает гендиректор агентства АРК Дмитрий Анцыгин. Это агентство безуспешно участвовало в аукционах в Москве. Gallery, которая выиграла часть поверхностей в столице, рассматривает все локальные рынки, решение по Подмосковью будет принято после оглашения условий конкурса, говорит вице-президент по стратегическому развитию и маркетингу этого оператора Анатолий Мостовой. Russ Outdoor тоже определится с участием в торгах, когда изучит их параметры, заявил ее управляющий директор Максим Ткачев: «Вплоть до настоящего времени наружная реклама в Подмосковье характеризовалась большой фрагментированностью и низкой степенью контроля». Он рассчитывает, что принятие схем размещения сделает этот рынок более прозрачным.

Компания Clear Channel после первой серии аукционов тоже ушла из Москвы, однако рынок Подмосковья не рассматривает, сказал «Ведомостям» главный менеджер по продажам этой компании Тимофей Зубенко: «Первый рынок для размещения наружной рекламы - это Москва, второй - Петербург и Нижний Новгород, затем крупные миллионники». Подмосковье с точки зрения рентабельности и инвестиций компания не считает привлекательным.