Вишнева в контексте

Разнообразная программа, упакованная всего в три дня, продемонстрировала амбициозность намерений новорожденного фестиваля «Context. Диана Вишнева»
Опус In Memoriam представлял на фестивале актуальную хореографию/ М. Логвинов

Петербургская прима, которая может еще долго безмятежно обитать на академической вершине, в последние годы оказалась одним из самых страстных пропагандистов актуального танцевального искусства. Марта Грэм, Мозес Пенделтон, Лайтфут-Леон стали событием нашей, а не гастрольной жизни благодаря авторским программам Вишневой.

Но балерина решила пойти дальше, учредив собственный фестиваль. Он прошел на двух авангардных московских площадках - в «Гоголь-центре» и на «Платформе». Context был начинен по последнему слову мировых технологий: мастер-классы западных хореографов, диалог Вишневой и хореографа Аллы Сигаловой о сути и судьбах танца, шанс показаться на большой сцене для молодых хореографов (это уже известные в профессиональных кругах Владимир Варнава, Константин Кейхель, Марина Акелькина и партнер Вишневой из American Ballet Theatre Марсело Гомес), гастроли известных компаний Ричарда Олстона и Дэвида Миддендропа, программа документальных фильмов и финальный гала.

Концерт закрытия стал главным событием фестиваля. Его насыщенность отразила стремление Вишневой объять необъятное. Зрителей соблазнял Эрик Готье, танцовщик обаятельный и виртуозный, номера которого были актуальны только датой постановки. В Москве вновь показалась полюбившаяся десять лет назад компания из Нидерландов Introdans - она привезла довольно банальные Polish Pieces Ханса ван Манена и спектакль Сиди Ларби Шеркауи In Memoriam, врезающийся в память развевающимися юбками дервишей на автостраде и прорезающими это кружение пуантами. Сама Вишнева с Марсело Гомесом вышла в хорошо известных Vertigo из балета Мауро Бигонцетти «Краски Казимира» и «Облаках», которые стали ее первой встречей с хореографией Иржи Килиана. Эти два номера были исполнены с тем совершенством, которого и приучила всегда ждать Вишнева, за что и удостоились сногсшибательной овации зала.

За исключением спектакля Шеркауи, всю эту хореографию сложно назвать актуальной. Вишнева, эксперт в современном танце (над ее новой программой только что отработали Жан-Кристоф Майо и Каролин Карлсон), наверняка это понимает. Но она нашла способ привлечь к движению тех, чей радикализм еще не распространялся дальше премьер Большого театра. Теперь о том, что в мире существуют великий хореограф Килиан и волшебник Шеркауи, знает весь политический и бизнес-бомонд. Возможно, это приблизит их работу в Москве.