GM больше не «Государственные моторы»

Государственный период в истории General Motors (GM) завершен: правительство США избавилось от всех акций GM, владельцем которых оно стало, спасая автогиганта от банкротства. В новую жизнь GM вступает с новым гендиректором: компанию впервые возглавит женщина - инженер Мэри Барра
Мэри Барра/ A.Harrer/ Bloomberg

Гендиректор и председатель совета директоров GM Дэн Акерсон уходит в отставку с 15 января 2014 г., объявила вчера компания. 65-летний Акерсон искал себе преемника больше года, и его заменит Мэри Барра, занимающая сейчас должность исполнительного вице-президента GM по новым разработкам и закупкам. Председателем совета директоров GM назначен Тим Солсо, ранее занимавший пост гендиректора производителя двигателей Cummins.

51-летняя Барра станет первой женщиной - руководителем глобальной автомобильной компании. Она пришла в GM в 1980 г. 18-летней студенткой (ее отец отработал на GM 39 лет), а окончив институт GM (впоследствии переименован в Университет Кеттеринг), стала инженером. Тогда в цехах было совсем мало женщин, тем более 18-летних, вспоминала Барра в интервью Bloomberg: «Это была жесткая среда, но такое делает тебя крепче».

Продвигаясь по карьерной лестнице GM, Барра получила диплом MBA Стэнфорда. До назначения гендиректором GM она занимала одну из ключевых должностей в компании, распоряжаясь бюджетом в $15 млрд, пишет Automotive News.

«Она талантливый инженер и сильный менеджер, под ее руководством у компании открываются совершенно новые, уникальные перспективы для развития бизнеса», - прокомментировал «Ведомостям» назначение Барры представитель GM Грег Мартин. По его словам, г-жа Барра продолжит реализацию курса реформ, который был начат ранее. В числе ее ключевых задач - увеличение глобального присутствия компании на мировых рынках, рост финансовых показателей и «обеспечение особого внимания к нуждам клиентов GM».

Объявление о смене руководства GM было сделано в тот же день, когда правительство США, ранее владевшее 60% GM, заявило, что полностью вышло из капитала компании. Минфин потратил на спасение GM $49,5 млрд и вернул из этой суммы $39 млрд. $10 млрд - разумная цена за спасение GM, считает министр финансов США Джейкоб Лью: без этой помощи страна потеряла бы более 1 млн рабочих мест, а экономика США скатилась бы из рецессии в депрессию.

Акерсон, бывший военно-морской офицер и инвестиционный банкир, возглавил GM после ее банкротства по просьбе правительства США. Его уход в отставку завершает целую эпоху в компании, когда из-за государственного участия ее прозвали Government Motors («Государственные моторы»).

«Мы наконец-то избавились от приставки Government Motors, - радуется один из сотрудников GM. - Теперь мы снова рыночная, публичная компания».

В интервью «Ведомостям» Акерсон говорил, что предпочитает, чтобы компанию называли Global Motors: 70% автомобилей, выпускаемых GM, продаются за пределами США.

Объявляя о своей отставке, Акерсон подчеркнул, что ускорил подготовку передачи полномочий на несколько месяцев, после того как узнал, что у его жены диагностирован рак.

По итогам 2010 г. GM отчиталась о чистой прибыли в размере $6,17 млрд. По итогам 2012 г. она составила $6,19 млрд, по результатам девяти месяцев 2013 г. - $4,31 млрд. Основные рынки GM - Китай и США. За девять месяцев 2013 г. глобальные продажи концерна составили 7,25 млн автомобилей (2-е место после Toyota), из них, к примеру, в КНР - 2,85 млн шт.

В России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, GM за девять месяцев продала около 189 000 шт., т. е. 2,6% от мировых продаж. Около 68% продаж в стране пришлось на Chevrolet, более 30% - на Opel. Россия - один из ключевых рынков для концерна: 3-4-е место в зависимости от бренда, замечает директор по связям с общественностью «GM Россия» Сергей Лепнухов. В этом году вместе с сокращением рынка начали падать и продажи GM: в январе - ноябре 2013 г. - на 13% до 229 872 шт. Весь рынок за это время сократился на 6% до 2,5 млн шт. Текущее сокращение рынка, по мнению Лепнухова, - коррекция, связанная в том числе с высокой базой 2012 г., когда были зафиксированы рекордные для России продажи автомобилей. «Мы считаем, что в долгосрочной перспективе рынок продолжит расти», - говорит он. Возобновить рост продаж в России GM планирует за счет вывода на рынок новых моделей, расширения мощностей и выпускаемого в стране модельного ряда, увеличения уровня локализации, перечисляет Лепнухов.

Сейчас более 90% продаж GM в России уже приходится на локально выпущенные автомобили, добавляет собеседник. В России у концерна есть завод в Санкт-Петербурге (мощность - 98 000 шт. в год), СП с «АвтоВАЗом» (98 000 шт. в год, у партнеров равные доли) в Тольятти и две контрактные площадки - в Калининградской области («Автотор») и Нижнем Новгороде (ГАЗ). GM планирует инвестировать в Россию около $1 млрд, в том числе в расширение мощностей до 350 000 шт. в год (одно из условий соглашения о промсборке), начать производство в соседней Белоруссии, отметил Лепнухов.

«На любом большом рынке из-за валютных колебаний вы будете успешны, только если производите продукцию здесь, - говорил в октябрьском интервью «Ведомостям» председатель совета директоров Opel, президент GM Europe Карл-Томас Нойман. - Мы не только сами занимаемся здесь производством, но и приводим сюда своих поставщиков - наша стратегия предусматривает их локализацию». Изменение стратегии компании в отношении России не планируется, «все, что заявлено, выполняется», подчеркивает Лепнухов.