Х5 сэкономит на кассирах

Х5 Retail Group начала тестировать кассы самообслуживания - это может увеличить оборот сети, ускорить трафик и сократить постоянно растущие расходы на персонал
Д.Абрамов/ Ведомости

X5 запустила проект самообслуживания покупателей на кассах, первые терминалы заработали в двух московских магазинах, супермаркете «Перекресток» и гипермаркете «Карусель». Если тестирование в московских магазинах пройдет успешно, кассы самообслуживания могут помочь оптимизировать затраты ритейлера на персонал, учитывая взятый чиновниками курс на сокращение количества мигрантов, работающих в розничной торговле. С 2014 г., как ожидается, доля мигрантов от общей численности персонала магазинов, в которых продается алкоголь (под это определение подпадают стационарные розничные объекты минимальной площадью 50 кв. м в городах и 25 кв. м вне городов, пользующиеся контрольно-кассовой техникой), будет составлять 15%. При почти не повышающейся производительности труда у российских ритейлеров каждый год растут затраты на оплату труда, говорит Наталья Колупаева из Райффайзенбанка. «Это хорошая статья для экономии издержек, которые являются основной угрозой для маржи компании в условиях не только растущей конкуренции, но и роста издержек на аренду», - полагает аналитик. За III квартал 2013 г. затраты на персонал в X5 Retail выросли до 8,3% выручки, или $314 млн.

Помимо сокращения затрат на кассиров новые кассы могут увеличить товарооборот, снизив очереди в пиковые часы, и расширить полезную площадь магазина, считают в Х5. По словам гендиректора сети «Перекресток» Януша Лелли, пока не ясно, как будет отличаться средний чек в таких кассах, но в компании ждут от них большего трафика. Инвестиции в установку терминалов самообслуживания менеджер не раскрывает.

Сейчас в «Перекрестке» через новые кассы проходит около 14-15% транзакций ежедневно - спустя 10 дней с начала тестирования. «Мировая практика - это 25-30% там, где это работает нормально. Если мы за 10 дней добились 15% - это показывает потенциал», - сказал Лелля. Один магазин «Перекресток» обслуживает в среднем около 4000 покупателей в день. По словам Лелли, пока Х5 не планирует оснащать такими кассами все свои супермаркеты: в полноформатных магазинах (1500-2000 кв. м) самообслуживание должно быть как дополнительный сервис. На конец III квартала в сеть «Перекресток» входило 382 супермаркета.

Пока российские ритейлеры запускали лишь единичные подобные проекты: в пяти гипермаркетах «Ашана», в нескольких магазинах «Магнолия» в Москве. Петербургский ритейлер «Лэнд» осенью также объявил о планах оборудовать магазины кассами самообслуживания и оценил инвестиции в покупку и установку кассы NCR SelfServ Checkout полного цикла в 1,3 млн руб. (втрое дороже обычной), окупаемость - около года. При этом, как планирует ритейлер, такие кассы позволят увеличить пропускную способность магазина на 2-4%, а покупательский поток увеличить на 5%.