Шпаргалка для кассира

Найти новый источник заработка с помощью собственных сотрудников, не нагружая их дополнительной работой и не пытаясь им что-то продать, не так-то просто. Пионером подобного эксперимента стала аптечная сеть А5
А. Таранин

15%

предлагали своим коллегам купить тот или иной товар хотя бы один раз.

62%

делают это периодически.

22%

ведут продажи на регулярной основе.

В октябре 2013 г. сеть аптек А5 начала размещать рекламу брендов из своего ассортимента в компьютерной кассовой программе, которой пользуется торговый персонал. В качестве рекламодателей выступают поставщики аптек - производители парафармацевтики и безрецептурных препаратов, а целевой аудиторией стали 4000 кассиров-консультантов, работающих в 1100 аптеках сети. Пока этот инструмент применяют в тестовом режиме, но уже сейчас А5 зарабатывает 1 млн руб. в месяц на продажах рекламы, нацеленной на своих же работников.

Пожиратели рекламы

Идею рекламировать ассортимент своих аптек своим же сотрудникам в А5 тоже выдумали сами, рассказал Антон Буздалин, заместитель гендиректора сети. Программа управления торговыми точками весь рабочий день находится перед глазами фармацевтов на экране компьютера и может стать отличной рекламной площадкой, решили в компании. Кассиры, которые в аптечной сети выполняют и работу продавцов-консультантов, - подходящая целевая аудитория: она близка по предпочтениям к покупателям и торговый персонал эту рекламу уж точно увидит, замечает Дмитрий Неткач, управляющий партнер компании Watcom Shop Mechanics. Это очень точечное, но эффективное воздействие: фармацевты по нескольку часов в день смотрят на рекламу, к примеру, шампуня и гораздо чаще начинают рекомендовать его покупателям.

Программа управления торговыми точками, которую разработала дочерняя компания аптечной сети А5, называется InPOS, и в ней нашлось место для стандартного рекламного модуля на 200-400 пикселей, рассказал Буздалин. После внедрения ее в рабочий обиход компания начала продавать эти рекламные места. Три рекламодателя, назвать которых в аптечной сети не захотели, уже согласились поучаствовать в эксперименте.

Идея интересная, ведь компания нашла новый источник заработка с помощью собственного персонала, но не за его счет, а за счет брендов-поставщиков, которым такое сотрудничество тоже должно быть выгодно, рассуждает Неткач: «Аналогичных экспериментов не припомню. Вспоминаются лишь примеры кабальной практики в ритейле, когда работодатели умудряются продавать что-то своему персоналу - например, заставляют покупать рабочие инструменты, спецодежду или моющие средства».

Где это может пригодиться

Тиражировать опыт А5 можно только в тех аптечных или торговых сетях, где продавцы-консультанты одновременно являются и кассирами, говорит Буздалин. Это должна быть довольно большая сеть, которая торгует мультибрендовым ассортиментом, а консультанты по статусу приближены к покупателям, а значит, могут быть потенциальными пользователями рекламируемых товаров, добавляет Неткач. Вряд ли такой опыт пригодится продуктовым сетям, зато, по идее, может подойти для магазинов, торгующих электроникой и бытовой техникой, считает он.

Рекламу, нацеленную на сотрудников сети магазинов, в «М.видео» не используют, хотя в компании существуют мотивационные программы, нацеленные на продажи того или иного бренда, о которых сотрудников оповещают через интранет, рассказали в пресс-службе компании.

Эксперименты, подобные тому, что внедряет А5, - пример инновационного мышления, убежден Иван Бланарик, гендиректор фармацевтической компании «Берингер Ингельхайм»: «Будем ли мы размещать рекламу на таких носителях? Все будет зависеть от того, как они будут работать по сравнению с другими информационными и рекламными площадками. Оценить это можно будет только через какое-то время. Я думаю, что такую подачу можно использовать в качестве рекламы и дополнительного источника информации не только для самих сотрудников аптек, но и для покупателей».