Тема недели: Не прошло и 10 лет

Нынешний декабрь оказался для телеком-индустрии месяцем новаций. С начала месяца заработала услуга переноса мобильного номера (MNP): теперь операторы обязаны отпускать абонентов, желающих перейти к конкуренту, вместе с номером. А на этой неделе Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) признала технологически нейтральными частоты 800-900 и 1700-1800 МГц. До сих пор в этих диапазонах можно было строить только сети стандарта GSM, теперь же оператор вправе использовать их также для мобильной связи третьего поколения 3G (нижний диапазон) и 4G (верхний).

Но - дорога ложка к обеду. Тогда, в 2010-2011 гг., технологическая нейтральность была нужна как воздух «Tele2 Россия», четвертой по количеству абонентов сотовой компании страны, не желавшей доживать свой век в качестве оператора услуг исключительно голосовой связи. «Большая тройка» (МТС, «Вымпелком» и «Мегафон») еще в 2007 г. обзавелись лицензиями на 3G, а вместе с ними и возможностью предоставлять абонентам высокоскоростной мобильный доступ в интернет. Пять лет спустя те же три компании плюс «Ростелеком» одержали верх в конкурсе на лицензии 4G. А «Tele2 Россия» - «дочку» шведской Tele2 - при раздаче этих частот и лицензий всякий раз обходили стороной. Причем, как говорили злые (но не факт, что неосведомленные) языки, ответственные за эту раздачу люди еще и намекали: так оно и будет продолжаться, пока «Tele2 Россия» остается шведской.

Впрочем, говоря о новациях, я несколько иронизирую. Обе эти темы - что MNP, что технологическая нейтральность - начали обсуждаться много лет назад. На тему MNP вообще говорят уже лет десять (как минимум), о технологической нейтральности - по крайней мере года три. Я хорошо помню, как весной 2011 г. на организованной «Ведомостями» конференции «Телеком» тогдашний президент «Tele2 Россия» Дмитрий Страшнов в присутствии тогдашнего замминистра связи Наума Мардера бодро приводил аргументы в пользу технологической нейтральности. С тех пор прошло уже 2,5 года, а сама идея зародилась еще раньше, тем более что во многих других странах она уже была успешно реализована.

И вот теперь Tele2 уже никакая не шведская, а самая что ни на есть российская компания. У нее самые что ни на есть российские акционеры - ВТБ, банк «Россия» и владелец «Северстали» Алексей Мордашов. Вот только технологическая нейтральность ей по большому счету уже ни к чему. На днях правительство одобрило объединение «Tele2 Россия» с мобильным бизнесом «Ростелекома» (получившаяся компания станет еще более российской!), а у «Ростелекома» нет недостатка в частотах и для 3G, и для 4G. Конечно, частот много не бывает. Но острота проблемы для Tele2 уже явно не та, что прежде. И в целом вся эта история очень походит на изощренное изъятие у шведов качественного бизнеса с задействованием возможностей российского госаппарата.

А технологической нейтральностью в ее нынешнем виде, скорее всего, не воспользуется никто. Два-три года назад интерес к ней проявляли, помимо Tele2, еще мелкие GSM-операторы типа поволжской СМАРТС или екатеринбургского «Мотива». Но решение ГКРЧ гласит, что компании, желающие использовать GSM-частоты для работы в 3G или 4G, обязаны взять соцобязательства - за семь лет обеспечить «современными услугами связи» все населенные пункты, где проживает 10 000 человек и более. А это сотни миллионов или даже миллиарды долларов инвестиций, которые мелкие операторы не «потянут».

Похоже, технологическая нейтральность подоспела в тот самый момент, когда она уже никому особенно и не нужна. Разве что все той же «большой тройке» - может пригодиться как опция про запас.