Здоровый бизнес из облака

Компания Medesk появилась на свет волей случая. Причем случая несчастного. Один из ее создателей в Японии попал в больницу с переломом руки. И так впечатлился обслуживанием, что решил создать в России облачный сервис для клиник, пациентов и страховщиков
Дмитрий Лазуткин (слева) и Владимир Ковальский решили перенести в Россию японский опыт/ А. Махонин/ Ведомости

Быть пациентом в российской клинике - это стресс. Впечатления от японских больниц совсем другие, - вспоминает программист Дмитрий Лазуткин, один из основателей проекта Medesk. - Там нет бумажной волокиты: все операции осуществляются с помощью пластиковых карт. Если человеку нужно сдать кровь, он подходит со своей картой к нужному кабинету, подносит ее к картридеру - и все данные о больном тут же поступают врачу. При выписке на этой же карте сохраняются рекомендации врачей для персонального использования и информация об объеме оказанных услуг, которая передается работодателю и в страховую компанию».

Как растет рынок. 20,5

млрд руб. таким будет, по предварительным оценкам экспертов исследовательской компании Research.Techart, в 2013 г. российский рынок облачных услуг, востребованных среди компаний малого и среднего бизнеса. Темпы роста данного рынка - 30-40% в год

Посмотрев на все это, Лазуткин решил перенести японский опыт в Россию, а в партнеры выбрал друга, с которым познакомился во время учебы в Токио, - Владимира Ковальского (сегодня компания принадлежит им в равных долях). Оба молодых человека по образованию программисты и оба из медицинских семей. Будущие предприниматели проконсультировались со своими родителями-врачами, досконально изучили организационные процессы в российских клиниках, исследовали рынок и поняли, что ниша IT-решений для медицины почти еще не занята. Развивать проект они начали в 2008 г.

«Главная идея заключалась в том, чтобы отойти от автономной медицинской информационной системы и создать единое информационное поле для клиник, их корпоративных клиентов, страховых компаний и пациентов», - рассказывает Лазуткин.

В проекте, по словам Ковальского, с самого начала не было инвестиционного участия. «Medesk создавался на наши собственные деньги, которые мы брали из других своих коммерческих IT-проектов, - рассказывает он. - Так, например, мы создали проект по видеосъемке дорог с помощью видеокамер на общественном транспорте для контроля качества дорожного полотна. После того как Medesk принес первую прибыль, мы начали реинвестирование. Бывали месяцы, когда себе мы забирали по 5000 руб., при этом в полном объеме выплачивали зарплату сотрудникам». Общий объем первоначальных инвестиций и реинвестиций в проект составил около $1 млн, отмечает он. Оборот их компании за 10 месяцев этого года составил $300 000.

Подозрительный продукт

Платформа Medesk позволяет не только за один день автоматизировать бизнес-процессы в клинике (включая регистрацию пациентов и создание их электронных медицинских карт, управление расписанием специалистов, аналитику всех финансовых и организационных показателей клиники), но и связать их с бизнес-процессами HR-отделов корпоративных клиентов и страховых компаний. Уникальность Medesk для российского рынка - в облачности, утверждает Ковальский. «Это значит, что для подключения клинике не нужно устанавливать отдельное программное обеспечение, обслуживать его, - поясняет он. - Она просто получает доступ к системе через ссылку, логин и пароль и может пользоваться продуктом. То же касается клиентов клиник и страховых компаний: они получают доступ к системе через свой логин и пароль, и им становится видна вся информация по количеству и стоимости оказанных услуг со стороны клиники».

По его словам, подключение платформы для клиник до пяти человек бесплатное, для учреждений с большим штатом установлены тарифы от 20 000 руб. «Это решения, которые по цене в десятки раз ниже стоимости существующих на рынке автономных медицинских информационных систем», - отмечает Ковальский. Но при всех достоинствах продукта предлагать его непросто, признается бизнесмен. Во-первых, у клиник и страховщиков часто отсутствует соответствующая техническая база для интеграции решений компании. Во-вторых, не все клиники понимают возможности нового продукта. Большинство врачей и менеджеров в разных регионах до сих пор работают с бумагой. «Нам приходится буквально на пальцах объяснять, что клиника - это сложная организационная структура, которая вписана в определенный контекст, - делится Лазуткин. - А бумажный документооборот не просто снижает производительность людей, но и ведет к многочисленным ошибкам».

«Если решение готовое, «коробочное», то, действительно, его можно настроить за день. Но это не может считаться уникальным преимуществом компании, - пояснили в пресс-службе компании «Форс», которую отчасти можно назвать конкурентом Medesk. - Облачные платформы не требуют времени на внедрение: клиент просто создает свой аккаунт и пользуется ею. Здесь даже не день, а минуты нужны. Но вот когда нужно интегрировать разнородные системы, исследовать бизнес-процессы, доработать функционал, тогда речь уже идет о нескольких месяцах».

Послушать на расстоянии

Облачное решение Medesk позволяет больницам проводить даже дистанционное обследование больных. «Для некоторых российских регионов, например Забайкалья, где люди не могут получить ту или иную медицинскую услугу, центры дистанционной функциональной диагностики - спасительная мера, - считает Сергей Алексеев, директор Дорожной клинической больницы в Чите. - Медицинскому учреждению, с которым мы заключаем договор, достаточно иметь в штате одну медсестру. Ее работа сводится к тому, что она, к примеру, для снятия ЭКГ накладывает на пациента электроды, а дальше вся информация передается к нам в центр, обрабатывается и отправляется обратно». По его словам, объем выручки больницы только за счет дистанционной диагностики в этом году составил 27 млн руб.

Индекс честности

Платформа Medesk объединяет в единое информационное пространство HR-отдел и клинику, с которой у компании подписан договор добровольного медицинского страхования (ДМС). Иными словами, специалист по кадрам может отслеживать в реальном времени объем и стоимость оказанных сотруднику услуг. Еще врач получает доступ к информации, которая заносится в больничный лист, благодаря чему работодатель может легко вычислить, болел ли на самом деле сотрудник или просто прогулял работу. «Наша технология более эффективна с точки зрения проведения медосмотров, которые сотрудники обязаны проходить в приписанной по ДМС больнице, - уточняет Ковальский. - При выходе сотрудника на больничный платформа используется реже, поскольку в этом случае человек имеет право проходить обследование в любой поликлинике на свой выбор».

Если смотреть на продукт Medesk с точки зрения пользы для работодателей, то это далеко не единственное оригинальное решение на рынке. Например, компания «Форс» недавно предложила онлайн-платформу «Индекс здоровья Dacadoo», которая позволяет работодателям оценивать физическое состояние сотрудников. «Наш продукт базируется на анализе не медицинских данных, а параметров, характеризующих образ жизни человека, - его физической активности, стиле питания, качестве сна и т. д., - рассказывает Александр Антипов, директор по спецпроектам компании. - Все это вводится в систему, и индекс здоровья подсчитывается автоматически, варьируясь от 1 до 1000. Глядя на усредненный индекс здоровья по компании, руководство может мотивировать подчиненных вести здоровый образ жизни, организовывать соревнования между различными подразделениями и использовать платформу как инструмент для поддержания лояльности и укрепления корпоративного духа».

«Решение Medesk интересно прежде всего для страховщиков, которые на основе данных системы смогут формировать индивидуальные тарифы по ДМС, что позволит снизить риски, а значит, и уровень цен для конечных клиентов, - считает Дмитрий Чумаков, генеральный директор компании VectorMarketResearch. - При этом важно учитывать, что у ряда медицинских учреждений информация о пациентах конфиденциальна, и это может стать основным узким местом системы».