Колонка консультанта: 2013-й - год погони за эффективностью


Эффективность. 2013 год был достаточно спокойным, без особых потрясений и прорывов, что, возможно, определило одно из основных направлений для приложения усилий - эффективность. Проектов, ориентированных на повышение эффективности, усиление команд опытными профессионалами с опытом их запуска, было больше, чем новых проектов. Не знаю, как это отразится на питерском бизнесе в 2014 г., но панические настроения в пределах Садового кольца пока встречаются гораздо чаще. Курс на эффективность потребовал анализа подходов и инструментов, которые в последнее время были в моде: привнесенные на рынок модели управления крупнейших корпораций, обогащенные российской любовью к бюрократии, оказались достаточно бесполезны, стали жить собственной жизнью, требуя все больше и больше ресурсов и давая все меньше и меньше результатов. Стал уже общим местом вывод о том, что формирование сложных систем закупок и тендеров абсолютно не обеспечивает качества закупаемых товаров и услуг. Бизнес, сохранивший предпринимательский дух и подход, перестает слепо копировать «старших братьев», пытается найти решения более гибкие, обеспечивающие качество результата. Поиск эффективных решений и подходов, а не механическое заимствование инструментария происходит и в области управления персоналом, оценки новых проектов.

Домой. Ограниченное количество новых крупных проектов и проектов развития не только в Петербурге, но и в стране привело к тому, что увеличилась та часть «петербургской диаспоры» Москвы, которая хотела бы жить и работать в Питере. Частично это связано и с тем, что для многих семейные вопросы, постаревшие родители требуют присутствия на исторической родине. Давно уже у компаний в Петербурге не было такого прекрасного шанса воспользоваться масштабной и разносторонней экспертизой управленцев самого высокого уровня. Главными выгодополучателями в этой ситуации могут оказаться компании, планирующие активность на рынке слияний и поглощений, банки, девелоперы. Эти рынки в последние годы развивались гораздо медленнее, чем в Москве, и теряли людей, прежде всего потому, что не имели возможности предложить проекты, сопоставимые по амбициозности и масштабности с федеральными. Многие потенциальные кандидаты были очень успешны финансово и готовы к определенным компромиссам по компенсации. Для петербургского рынка они остаются очень дорогими, но по сравнению с ситуацией 2-3-летней давности компания все-таки может сэкономить раза в два. Воспользуется ли петербургский бизнес этим шансом - увидим в следующем году.

Сети. Стало неприличным, говоря о тенденциях и перспективах, не упомянуть о современных технологиях и социальных сетях. Но связанная с ними эйфория стала уходить - актуальным становится вопрос: как этим эффективно пользоваться? Оказывается, что социальные сети, с одной стороны, сопротивляются использованию себя как маркетингового канала, с другой стороны, позволяют неконтролируемо распространять любую информацию, мало заботясь о ее достоверности. Работодатель и соискатель, производитель и потребитель часто от этого больше страдают, чем получают выгоду.