Деньги на дороге не валяются

Рынок дорожного строительства сокращается, обостряется конкуренция, подрядчики готовятся к приходу федеральных игроков. Городской чиновник, который пытался изменить правила распределения госзаказа, в ноябре ушел в отставку
Строек масштаба ЗСД в ближайшие годы не предвидится/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Движение на северном участке ЗСД было открыто в августе этого года, южный участок введен в эксплуатацию в прошлом году. Стоимость строительства двух участков составила примерно 100 млрд руб., проект был профинансирован из инвестфонда РФ и бюджета Петербурга. Строительство центрального участка дороги оценивается в 123 млрд руб. Его частично профинансируют федеральный бюджет и консорциум «Магистраль Северной столицы» (МСС), в который входят «ВТБ капитал», Газпромбанк и генподрядчик строительства - итало-турецкая компания ICA-Astaldi. 60 млрд руб. кредитных средств предоставит консорциум банков, в который помимо учредителей МСС входят Европейский банк реконструкции и развития и Евразийский банк развития.

Порядка нет. Дмитрий Буренин

председатель КРТИ. «В городе не введены в эксплуатацию объекты на сумму 50 млрд руб. По многим из них есть серьезные проблемы <...> За последние четыре года не было практически ни одного объекта, сроки по которым не были бы продлены (январь 2013 г.)».

Бюджет КРТИ в этом году - 38,3 млрд руб. против 24,9 млрд руб. годом раньше. Увеличение связано с передачей комитету полномочий по проектированию, строительству и реконструкции метро от комитета по транспорту, объяснили в пресс-службе КРТИ. Соответствующее постановление губернатор Георгий Полтавченко подписал в октябре прошлого года. Объем по программе «Дорожное строительство» при этом не изменился, отмечает представитель комитета. Согласно адресной инвестиционной программе (АИП) по отрасли «Дорожное хозяйство» бюджет КРТИ составляет 11,8 млрд руб., на 1 декабря исполнено 47,2%. В прошлом году за месяц до конца года было исполнено только 40,6%.

Проблемы в комитете, в том числе с расходованием средств, пришлось решать Дмитрию Буренину - бывшему главе комитета финансового контроля. Буренин возглавил КРТИ в конце декабря 2012 г., а в январе пригласил топ-менеджеров дорожно-строительных и проектировочных компаний на встречу, где рассказал о новых правилах, по которым комитет и подведомственные ему организации будут работать с подрядчиками.

По новым правилам

«Дирекция транспортного строительства» (ДТС), которая выступает заказчиком по большинству дорожных конкурсов, передала часть своих функций подрядчикам - в частности, по имущественным вопросам, возмущался Буренин. Это, по его словам, привело к тому, что сданные объекты не введены в эксплуатацию, соответственно, нельзя выделять бюджетные средства на их обслуживание и ремонт, объем таких контрактов на начало января составлял 50 млрд руб. К середине лета все функции заказчика будет исполнять комитет и подведомственные ему учреждения, пообещал Буренин. На 1 декабря 2012 г. объем не введенных в эксплуатацию объектов составлял 60,3 млрд руб. и за год снизился на 11,7 млрд руб., говорит представитель комитета. Во всех новых контрактах имущественные вопросы оставлены за заказчиком, добавляет он.

Проведение конкурсных процедур Буренин обещал сделать более прозрачным: изменить балльную систему и критерии оценки заявок, ввести публичное подписание крупных госконтрактов. Однако публично были подписаны только четыре контракта общей стоимостью примерно 12 млрд руб. Балльная система была изменена в сторону увеличения значимости цены в структуре оценки заявки.

В законе «О размещении заказов» значимость квалификации участника при оценке конкурсной заявки низкая, это дает возможность получить госконтракт фирмам-однодневкам, говорит гендиректор компании «Пилон» Мевлуди Блиадзе. Со следующего года правила размещения госзаказов скорректируются. В новом законе, по словам Блиадзе, косвенно установлены более жесткие требования к квалификации. Сейчас квалификация участника занимает 20% в структуре оценки заявки в КРТИ.

Буренин устранил практику внесения изменений в проекты после их согласования с Главгосэкспертизой. По его словам, этим часто пользовались в ДТС. Теперь любое изменение проекта требует прохождения новой экспертизы. Иногда объем работ и способы их выполнения при проведении капремонта или реконструкции невозможно предусмотреть на стадии проектирования, а закрыть объект для проведения обследования нельзя, в таком случае возможность внесения изменений в проект без повторной экспертизы нужна, но не более 10% работ и без увеличения стоимости, говорит Блиадзе.

В марте КРТИ на 60 дней продлил сроки действия банковской гарантии, раньше она прекращалась в день окончания срока контракта. В последние годы сроки выполнения госконтрактов неоднократно срывались, объяснял в письме президенту Ассоциации банков Северо-Запада Владимиру Джиковичу Буренин. В случае нарушения сроков или требований конкурсной документации КРТИ, по его словам, был намерен обращать взыскание на банковскую гарантию. В пресс-службе КРТИ утверждают, что в этом году случаев взыскания банковской гарантии не было.

В январе Буренин попросил дорожно-строительные компании направить свои предложения, как, на их взгляд, должны проходить конкурсные процедуры. Крупные компании откликнулись на это приглашение. Работа над совершенствованием конкурсных процедур продолжается, комитет постоянно проводит встречи с подрядчиками для этого, говорит представитель комитета. Диалог должен продолжаться, в дорожном строительстве постоянно возникают новые задачи, их оперативное решение зависит от взаимодействия заказчика с подрядчиком, говорит Блиадзе.

Председатель комитета финансов Эдуард Батанов несколько раз в течение года называл КРТИ в числе отстающих по исполнению бюджета, губернатор обещал принимать меры к руководителям комитетов, которые плохо расходуют средства.

В середине ноября Буренин ушел в отставку. Буренин отменил часть контрактов, стал требовать, чтобы строители сначала согласовывали все по закону, а затем строили, это приводило к сложностям в отношениях с бизнесом и с чиновниками Смольного, комментировал отставку заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам заксобрания Борис Вишневский.

В структуре дорожного строительства, где действуют уже сложившиеся отношения и правила, за несколько месяцев что-то изменить сложно, говорит топ-менеджер одной из дорожно-строительных компаний. По его словам, Буренин не смог найти общий язык со строителями из-за отсутствия опыта и профессионального образования. У него получалось контролировать, но не строить, отмечает собеседник «Ведомостей».

ЗСД не поможет

Многие петербургские подрядчики в этом году закончили работы на Западном скоростном диаметре (ЗСД). В ближайшие годы таких масштабных строек не ожидается.

Генподрядчики строительства южного и северного участков ЗСД - «Пилон», «Мостоотряд № 19» и Генеральная строительная корпорация - в строительстве центрального участка не участвуют. «Мостоотряд № 19» неоднократно направлял генподрядчику строительства центрального участка свои предложения по проведению комплекса работ на объекте, в том числе по сооружению мостов и эстакад, однако подобные обращения остаются без ответа, передал через пресс-службу гендиректор компании Сергей Барчевский. В ICA-Astaldi не ответили на запрос «Ведомостей».

По словам гендиректора строительной ассоциации РОССО «Дормост» Кирилла Иванова, к ICA-Astaldi обращались почти все крупные петербургские подрядчики, но им предлагали невыгодные условия. Генподрядчик предпочитает приглашать компании на ограниченное количество работ, таким образом он экономит на стоимости подряда, полагает он. Крупные компании привыкли брать объект или участок и строить его под ключ, так велась стройка на южном и северном участках, говорит Иванов. Практика ICA-Astaldi может привести к снижению качества работ на ЗСД, опасается он.

За качеством работ ICA-Astaldi кроме службы заказчика МСС и Ростехнадзора следят эксперты из специализированной международной надзорной компании, обеспечивающей круглосуточный строительный контроль, работы с ненадлежащим качеством просто не будут приняты и не будут оплачены, передал через пресс-службу руководитель департамента финансирования инфраструктуры «ВТБ капитала» Олег Панкратов. По словам Панкратова, контракт генподряда включает обязательства, связанные с устранением недостатков, удержанием сумм до полного выполнения работ, а также неустойки за срыв сроков сдачи объекта в эксплуатацию.

Подрядчики меняются

Объемы заказов в городе резко сократились, подрядчики вынуждены добирать необходимые объемы работ в других регионах, говорит Блиадзе. Его слова подтверждает Иванов: «Снижение количества заказов уже влияет на петербургский рынок».

Из крупных петербургских до­рож­но-строительных компаний сильнее всего объемы заказов в последние два года сократились у ЗАО «ПО «Возрождение». По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2010 и 2011 гг. «Возрождение» заключило госконтрактов на 4,3 млрд и 2,9 млрд руб. соответственно. В 2006, 2007 и 2009 гг. объем годовых контрактов превысил 10 млрд руб. C 2006 по 2010 г. компания выигрывала все конкурсы, в которых принимала участие, в 2011 г. она получила семь из восьми контрактов, на которые претендовала. В 2012 г. компания не была допущена к крупным конкурсам, проводимым ДТС, а объем заключенных контрактов составил 163 млн руб. В этом году компания заключила всего один контракт на 19,4 млн руб., указано в «СПАРК-Интерфаксе».

В 2009 г. «Возрождение» получило большой контракт на проектирование и строительство 12 объектов в Туркмении общей стоимостью $670 млн. «Мостотрест» уже реализует несколько проектов в Ленобласти, а также строит участок дороги Москва - Петербург за 152 млрд руб. В 2005 и 2010 гг. компания участвовала в строительстве КАД, а в 2011-2013 гг. выиграла четыре конкурса общей стоимостью примерно 17 млрд руб. на реконструкцию трассы М11 (Петербург - Таллин), которые проводил подведомственное Росавтодору ФКУ «Севзапуправтодор». Представители «Возрождения» и «Мостостроя-6» не ответили на запросы «Ведомостей».

На место уходящих компаний приходят новые, добавляет Иванов. В конце прошлого года конкурс на строительство Синопского тоннеля за 1,5 млрд руб. выиграло московское НПО «Космос», в этом году контракт на капремонт ул. Савушкина за 1,3 млрд руб. получило неизвестное на рынке ООО «Синтез».

В этом году город объявил всего два дорожных тендера с ценой более 1 млрд руб. Помимо капремонта ул. Савушкина это строительство развязки на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта за 11,8 млрд руб. На него собираются подавать заявки практически все крупные дорожно-строительные компании города, конкуренцию им может составить московское ОАО «Мостотрест» Аркадия и Бориса Ротенбергов. О планах «Мостотреста» участвовать в конкурсе знает один из подрядчиков. «Мостотрест» рассматривает различные проекты, но окончательное решение может быть принято только после анализа проектной документации, сообщили в компании. Подведение итогов конкурса запланировано на 19 декабря.

К концу года КРТИ планирует объявить конкурсы на 2-й этап развязки на пересечении пр-та Обуховской Обороны и набережной Обводного канала, на реконструкцию Зеленогорского шоссе и на строительство Финляндской улицы в Колпине, сообщила представитель комитета.