«Транснефть» станет владельцем НМТП

«Ведомостям» стал известен план раздела Новороссийского порта между «Транснефтью» и группой «Сумма». Монополия может купить у партнера долю в НМТП, а затем продать компании Зиявудина Магомедова зерновой и контейнерные терминалы
Выкуп «Транснефтью» доли «Суммы» в НМТП может снизить интерес инвесторов к порту/ М. Стулов/ Ведомости

Если «Транснефть» станет контролирующим акционером, интерес к госпакету снизится, говорит исполнительный директор по развитию Portnews Надежда Малышева. Основными претендентами на 20% порта останутся «Роснефть» и «Транснефть». Ранее о своем интересе к порту заявляли арабский фонд Invest AD, трейдер Noble Group, фонд Macquarie Renaissance, филиппинская International Container Terminal Services, украинская ТИС, United Capital Partners, Российский фонд прямых инвестиций, группа «Дело», «Роснефть» и совладелец порта группа «Сумма». Купить 20% порта могут и бывшие владельцы НМТП - Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько. О своем интересе к активу заявляла и «Нефтегазиндустрия» Владимира Когана и Ильи Клебанова. Но госпакет порта больше не интересен структуре Когана и Клебанова - они строят собственный нефтепродуктовый терминал в порту Новороссийск.

«Транснефть» предложила «Сумме» выкупить ее долю в Novoport Holding Ltd. Эта компания принадлежит партнерам в пропорции 50:50. Через нее «Транснефть» и «Сумма» владеют 50,1% акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП). Затем «Транснефть» собирается продать «Сумме» активы порта, не связанные с перевалкой нефти и нефтепродуктов. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, близких к акционерам порта. Схему еще должно согласовать правительство как акционер «Транснефти» и самого НМТП, отмечают собеседники. Ведь государство само намерено продать 20% акций порта. Изначально Росимущество планировало продать госпакет НМТП до конца года, но перенесло сроки приватизации на следующий год. Представители «Суммы» и «Транснефти» от комментариев отказались.

По словам одного из собеседников «Ведомостей», у «Транснефти» должен остаться терминал для перевалки нефти «Шесхарис», Приморский торговый порт, бункеровочный бизнес, мощности для перевалки нефтепродуктов и флот, а «Сумма» должна получить зерновой терминал (НЗТ), контейнерный терминал («Новорослесэкспорт» и Балтийская стивидорная компания) и Новороссийский судоремонтный завод.

По словам источника, близкого к одному из акционеров НМТП, предложения по разделу активов НМТП направлены в правительство. Чиновник одного из ведомств, курирующих НМТП, заявил, что знаком с предложением «Транснефти». Но это один из вариантов, пояснил он. Какие еще варианты обсуждаются, он не уточнил. Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова, курирующего приватизацию, говорит, что не видел предложений «Транснефти» о разделе порта. Связаться с представителями Росимущества не удалось.

По какой цене «Транснефть» может выкупить долю «Суммы» в Novoport Holding Ltd, не понятно. Но осенью структура «Транснефти» - «Транснефть-сервис» - приобрела 10,5% НМТП за 8,1 млрд руб., сообщала компания. Это в 1,5 раза выше рыночных цен.

После этой сделки под контролем «Транснефти» оказалось 35% порта. Монополия должна выставить миноритариям обязательную оферту, ведь ее доля превысила 30%, говорит руководитель группы корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченков. При этом цена оферты должна быть не ниже цены последней сделки с акциями порта, отмечает он.

Получается, за 25% «Суммы» в порту «Транснефть» может заплатить 19,2 млрд руб. По такой же стоимости «Транснефть» должна выкупать акции и у других миноритариев НМТП. Самые крупные из них: НПФ «Благосостояние» (5,3%), фонды Blackrock (1,5%) и East Capital (0,5%). Если все миноритарии примут оферту, она может обойтись «Транснефти» в 50 млрд руб. Правда, «Благосостояние» готово продать свою долю в НМТП по цене покупки (НПФ купил акции порта в ходе IPO на Лондонской бирже в 2007 г.). Но 5,3% шесть лет назад стоили в 2 раза выше нынешней рыночной цены.