Инвентаризация стагнации

Кремль обеспокоен отсутствием эффекта от мер по поддержке экономического роста и обещает разобраться со «стагнацией в головах». Стагнация - в системе управления, замечают эксперты
Помощник президента Андрей Белоусов не понимает, почему экономика стагнирует/ М. Стулов/ Ведомости

Меры по поддержке экономического роста не помогли, констатировал помощник президента Андрей Белоусов: «Год назад был принят комплекс мер <...> пока мы ускорения <...> не видим». Нужно провести инвентаризацию происходящего и понять, что можно сделать, заявил он: «Стагнация - в головах. Это очень важно понять. Нет никакой стагнации. При наличии резервов стагнации быть не может». А если она есть при наличии резервов, значит, что-то не то с их использованием, сердится Белоусов: «Почему у нас нормосбережение - почти 30% ВВП, а нормонакопление - 20%? Куда 10% деваются? Выводятся за границу. Это что же такое?» Нужно разобраться и с тем, почему остается низкой производительность труда, при том что есть компании, демонстрирующие «чудеса производительности»; почему не работает поддержка экспорта, малого предпринимательства; не снижаются ставки по кредитам. «Почему у нас до кризиса процентные ставки были порядка 7%, а сейчас по кредитам больше года - 11%?» - задался вопросом Белоусов: высокие ставки убивают инвестиционную активность (цитаты по «Интерфаксу»).

Из более 30% ВВП сбережений 9% ВВП - резервный фонд и ФНБ. Государственная политика по стимулированию частных накоплений неэффективна, так как государство доминирует на этом рынке, замечает Наталия Орлова из Альфа-банка: «Частные сбережения не только невелики, но и ориентированы на краткосрочные инвестиционные цели». «Проблема не в том, что нет денег, а что эти деньги не могут найти хороших проектов», - констатирует старший партнер MсKinsey & Company Ермолай Солженицын: пока сложишь тарифы, издержки времени, стоимость труда, электроэнергии и всего остального - проект уже на грани рентабельности.

Темпы роста экономики за семь последних кварталов упали с 4,8 до 1,2%. Летом 2013 г. правительство одобрило план Минэкономразвития по поддержке экономики - разрабатывать его начинал еще Белоусов, в июне ушедший с поста министра экономического развития в Кремль. План предполагал ускорение экономики преимущественно за счет поддержки из бюджета и госкредитов: создать федеральный гарантийный фонд для малого бизнеса, вложить средства фонда национального благосостояния (ФНБ) в инвестпроекты, субсидировать автопром, создавать государственно-частные партнерства (ГЧП), поддерживать экспорт и т. д. Минфин не хочет создавать гарантийный фонд за счет бюджетных средств; «АвтоВАЗ» остановил конвейер до февраля; законопроект о ГЧП отклонен администрацией президента. Прохождение таможенных процедур часто затягивается из-за проблем взаимодействия ФТС, Рос­гра­ницы, Россельхознадзора и Рос­по­требнадзора, сетовал гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин.

Кредитные ставки для реального сектора действительно высоки: они почти не изменились с 2007-2008 гг. - 10-11% для кредитов сроком до года (минимальным уровень был в июле - августе 2011 г. - 7,9%), а инфляция с тех пор замедлилась с 10-15 до 6-7%. Но если до кризиса, при большом притоке капитала, снижение ставок приводило к росту спроса на кредиты, то теперь кредитование стало рынком, динамика которого - и уровень ставок - определяется спросом, а спрос - потребностями компаний, отмечает Орлова. Например, в торговлю инвестируют охотно: за три квартала 2013 г. - на 48% больше, чем годом ранее, при общем падении инвестиций по крупным и средним предприятиям на 6,9%. Рост потребления, поддерживаемый в том числе за счет бюджета, оправдывает вложения в торговые площади: по планируемым объемам их ввода в 2013-2014 гг. Россия превосходит Германию, Италию, Великобританию и Нидерланды, вместе взятые. В то же время средний возраст производственных площадей, по данным Центра конъюнктурных исследований ВШЭ, - более 20 лет, а основной целью инвестиций 70% промышленных предприятий остается замена изношенной техники и оборудования.

Экономика растет на максимуме своих возможностей - 1,5-2%. Для повышения потенциала роста нужны инвестиции в новые производства и повышение производительности труда. В этом традиционные экономические стимулы не помогут, тем более ни бюджетную, ни денежно-кредитную политику нельзя назвать дестимулирующими: напротив, с учетом средств Минфина и ЦБ доля государства в активах банковского сектора составляет 9% - втрое больше, чем в переживающей рецессию еврозоне, подсчитала Орлова.

Проблема низкой производительности кроется в непомерно большом и растущем госсекторе: с 2005 г. занятость в нем выросла на 10% при сопоставимом падении производительности труда. В целом по экономике за тот же период занятость выросла на 5%, производительность - на 28%. По расчетам Альфа-банка, в госсекторе занято 23% рабочей силы, а с учетом госкомпаний - 40%. Сокращение присутствия государства в экономике, развитие конкуренции могли бы повысить «потолок роста» экономики. Но именно социальные обязательства перед зависящими от бюджета и удерживают власти от подобных реформ, полагает Орлова. Спокойствие, с которым Кремль воспринял прогноз правительства о фактическом сохранении стагнации вплоть до 2030 г., означает, что прежние экономические приоритеты претерпели важные изменения, заключает Владимир Тихомиров из ФК «Открытие». Из повестки удалено все, что могло бы дестабилизировать социальную, экономическую и политическую ситуацию, - приватизация, дебюрократизация, либерализация политической системы и системы судопроизводства, перечисляет он: «Приоритетом Кремля, похоже, стало сохранение стабильности, даже если она потребует стагнации». Прежде чем проводить любые реформы, нужно создать систему, которая позволяет эти реформы довести до конца, а российская система власти к ним не готова, цитирует Reuters президента Сбербанка, одного из авторов реформ начала 2000-х гг. Германа Грефа: «Мы любим все упрощать, говорим: «Да они ничего не делают». На мой взгляд, вся система управления несет в себе пережитки XX в., причем характерные не для конца XX в., а для его начала. Поэтому вопрос № 1 - это выстраивание собственно системы управления. А потом вопрос № 2 - это проведение реформ. Если их поменять местами, будут проблемы». Один из ярких тому примеров - нынешняя пенсионная реформа, привел пример Греф.