Последние новости: Министры успели в уходящий вагон

Участник российской делегации на Бали - директор департамента торговых переговоров Мин-экономразвития Максим Медведков рассказал об интриге балийской встречи. Достичь согласия и подписать полный пакет документов удалось лишь в последние часы перед ее окончанием

Вопрос теперь уже о прошлом, но все равно важный: почему Доха-раунд затянулся на 12 лет?

- Прежде всего потому, что повестка дня, которая была предложена в самом начале в 2001 г., была, пожалуй, чересчур амбициозной. И уже после первых лет переговоров стало ясно, что добиться одинаковой степени прогресса по всем направлениям невозможно: интересы стран оказались достаточно далеки друг от друга, чтобы достичь компромиссов. А вторая причина заключалась в том, что в 2008 г., когда страны приняли решение в очередной раз перейти к активным действиям в переговорах Доха-раунда, все столкнулись с финансово-экономическом кризисом - и на фоне развития кризисных явлений в мировой экономике вести переговоры о либерализации было достаточно сложно.

Россия много лет была наблюдателем и только в этом году реально участвовала в переговорах по дохийской повестке. Могла ли она как-то влиять на процесс раньше и как влияла сейчас?

- Дело в том, что переговорный процесс в ВТО построен следующим образом: есть формальные заседания переговорных групп, куда наблюдатели допускаются и имеют право голоса, но этот голос уж никак не решающий - могут слушать, а могут не слушать. Но 99% всех договоренностей в ВТО достигаются в рамках неформальных консультаций, рабочих групп, куда мы не попадали. Мы понимали, конечно, что там происходит, но влиять на этот процесс у нас возможностей не было. Наша ситуация осложнялась еще и тем, что мы не знали и конечных условий нашего присоединения к ВТО, а от этого многое зависело. Так что мы более активно подошли к этому вопросу уже после присоединения. Но к этому времени переговоры уже находились в финальной стадии, и поэтому наша позиция заключалась в том, чтобы вмешиваться в процесс только там, где это безусловно необходимо. Если мы понимали, что наши интересы не обеспечиваются другими странами, у которых схожая с нами позиция по тем или иным вопросам, то мы подключались активно. Еще ведь многие опасались и предсказывали: придет Россия в ВТО и «русский медведь все испортит»... Нам это было ни к чему, так что мы вступали преимущественно там, где непосредственно затрагивались наши интересы.

Какие это были реперные точки?

- Было, например, очень важное большое соглашение об упрощении торговых процедур, и в рамках переговоров по нему было предложение группы стран с точки зрения наших интересов не только ненужное, но и в некотором смысле опасное. Оно заключалось в том, чтобы распространить свободу транзита (когда товары и транспортные средства могут перемещаться через территорию каждой страны - члена ВТО по маршрутам, наиболее удобным для транзитных перевозок) на трубопроводную инфраструктуру - газопроводы, нефтепроводы. Мы выступали за то, чтобы это предложение было исключено из переговорной программы и не было частью соглашений. Это произошло за полдня до завершения переговоров на Бали. Хотя, конечно, мы свою позицию озвучили раньше, и о ней все знали. Были более мелкие вещи (и их было много), где мы высказывали свою позицию. В частности, договоренность по экспортной конкуренции в сельском хозяйстве. Совершенно очевидно мы были заинтересованы в том, чтобы эта договоренность налагала жесткие обязательства на те страны, которые оказывают большую поддержку своим экспортерам продовольствия. У России таких субсидий, во-первых, никогда не было, а во-вторых, не применять их - одно из условий нашего присоединения к ВТО. Я не могу сказать, что окончательный вариант полностью соответствует нашим интересам - так как из обязательного он стал скорее декларативным. Но это тот компромисс, который единственно был возможен.

Вообще-то в балийском пакете нет моментов, которые для нас были бы «токсичны». Да, хотелось бы достичь чего-то большего. Но мы реалисты, и даже некоторые другие страны успокаивали и уговаривали: не надо ставить перед собой заведомо недостижимых задач.

Позиция по региональным соглашениям не входила в балийский пакет, но ведь на встрече она обсуждалась?

- Да. Откуда появилась эта проблема? В последнее время речь шла о том, что если балийский пакет подписать не удастся и переговоры прекратятся, то у членов ВТО, которым нужны новые рынки, необходимы изменения регуляционной среды, будет большой соблазн еще больше инвестировать в региональные торговые соглашения. Так появилась тема конкуренции между ВТО и региональными соглашениями. На самом деле эта тема не может существовать, потому это ни в коем случае не взаимозаменяемые вещи. Региональные соглашения не могут существовать без ВТО, эта организация необходима для обеспечения любых торговых соглашений.

Россия последовательно поднимала тему о том, что все больше стран втягивается в переговоры о региональной экономической интеграции. Мы сначала на АТЭС (когда председательствовали), а потом за несколько недель до балийской конференции ВТО вошли с инициативой о повышении транспарентности региональных экономических соглашений. Смысл ее в том, чтобы договориться о механизме, который позволяет понимать, что происходит на двусторонних, трехсторонних, многосторонних - любых региональных переговорах, тем странам - членам ВТО, которые в этих переговорах не участвуют. Эта инициатива получила на первом заседании комитета по региональным соглашениям поддержку достаточно большого числа стран, в частности ЕС.

Подписанные соглашения для нас равнозначны или есть особо важные?

- Я бы не стал их делить на категории, поскольку это один целый пакет. И он задумывался как пакет, из которого нельзя убрать ни одного элемента.

Но была же информация, что может быть подписан не весь пакет, а восемь документов из 10.

- Были такие идеи, некоторые страны их продвигали. В пакете, который в результате был принят, одна часть была посвящена теме развивающихся стран, и это, безусловно, важная вещь. Так вот, некоторые развивающиеся страны (например, Аргентина, Боливия) говорили: давайте мы оставим то, что нас касается, а все остальное согласуем позже. То есть мы получим преференции, а вы все остальное получите потом. Прежде всего против такой позиции был гендиректор ВТО Роберту Азеведу. Мы были также против. ЕС и США были против.

Другая часть касалась сельского хозяйства. Это плюс прежде всего для наших экспортеров, которые получат лучшие условия доступа к тарифным квотам и в перспективе сокращение и отмену экспортных субсидий в других странах.

Компромиссы действительно были достигнуты в последний день? И была ли опасность, что пакет не будет подписан?

- Опасность была, и очень высокая. И на самом деле компромисс был найден за два часа до начала завершающего заседания, которое и так почти на 16 часов было перенесено. Связано это было с тем, что, во-первых, всплыла «индийская тема» по продовольственным резервам. Индийские переговорщики, которые накануне договорились в Женеве по тексту соответствующей договоренности, потом получили указания ее отозвать, поскольку правительство Индии решило, что это не соответствует интересам страны (Индия просила вывести из-под обязательств в ВТО объем госзакупок сельхозпродукции по регулируемым ценам). И на Бали это стало неожиданностью. В результате переговоры по этой теме фактически возобновились на Бали и завершились там же - развязка нашлась.

Вторая тема - так называемая «кубинская», но касается она нескольких стран - включая Венесуэлу и Никарагуа. Начиная с середины 1960-х гг. действует запрет на транзит судов на Кубу через американские порты. Кубинцы этим недовольны, они добились принятия резолюции ООН и хотели закрепить успех в ВТО. Они сделали предложение, которое было включено в проект соглашения по упрощению процедуры торговли, которые решали их проблемы. Но что сделал председатель конференции вместе с гендиректором ВТО, когда стало ясно, что консенсуса по этому вопросу достичь нельзя: они весь текст, который был в скобках, выбросили. Туда попал наш транзит, туда попал и кубинский текст. Большинство стран этот подход поддержали, а некоторые, и в частности Куба, сказали, что без этого переговоры не завершат. Консультации по этому вопросу шли полдня и всю ночь. К утру было найдено решение, которое всех наших партнеров устроило - подробно документы можно посмотреть на сайте ВТО.

А какой КПД считается хорошим для переговоров?

- Знаете, я вообще так вопрос не ставлю. Может показаться парадоксальным, но переговорщик никогда не должен быть до конца довольным: ведь компромисс - это значит, что для каждой стороны что-то достигнуто, но что-то осталось и можно идти дальше. То есть сразу нужно изучать поляну для дальнейших переговоров.