Инструменты: На пути к полной гармонизации


Все сегодняшние доклады лишний раз доказали, что аккредитация - это инструмент, который мы до конца еще не оценили с точки зрения и защиты наших внутренних рынков, и поддержки экспортоориентированных секторов экономики.

Задача перед нами стоит двуединая. Во-первых, это наведение порядка на рынках услуг по сертификации испытаний - их только ленивый не ругал и не ругает. Это то, с чем бизнес сталкивается ежедневно, и издержки на подтверждение соответствия продукции требованиям сопоставимы с административными барьерами. Естественно, это все вкладывается в стоимость продукции, перекладывается на потребителя. Вдвойне обидно, что далеко не всегда при этом потребитель может чувствовать себя защищенным, покупая товар, который этими бумажками сопровождается. Поэтому, конечно, наведение порядка на рынке - для нас это необходимое условие вступления в международный клуб аккредитации.

С другой стороны, международное признание - это такой якорь институциональных реформ, которые мы проводим.

Очень коротко по нашей «дорожной карте», по которой мы двигаемся с горизонтом до 2016 г. На уровне подзаконных актов был вновь разработан и принят очень большой массив документов. Базовый документ здесь - наш порядок аккредитации, утвержденный постановлением правительства, которое вступило в силу год назад (постановление правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 602 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации». - «Ведомости»). Это та модель, которая на сегодняшний день внедрена и настолько приближена к международным стандартам, насколько это можно было сделать в рамках действующей нормативной базы.

Наше нынешнее положение - это промежуточный этап между частичной гармонизацией, о которой мы говорим сегодня, и уже полномасштабной, полной гармонизацией. Именно последняя обеспечит принятие базового закона об аккредитации, который системно урегулирует и установит единые правила и стандарты, находящиеся в полном соответствии с международными стандартами, и приведет в соответствие смежное законодательство.

Этот законопроект был одобрен на заседании правительства в июне 2013 г. и тогда же внесен на рассмотрение в Государственную думу (проект закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». - «Ведомости»). В сентябре Госдума приняла его в первом чтении, и мы исходим из того, что до конца года он будет рассмотрен во втором и в третьем, окончательном, чтении.

Я обозначу вопросы, по которым мы договорились ко второму чтению и сейчас соответствующие поправки подготовлены. Это финансирование и это контроль. Мы исходим из того, что, безусловно, необходимо защищать законные права и интересы аккредитованных лиц, но при этом будем и дальше продолжать бескомпромиссную борьбу с теми, кто нарушает требования. В противном случае мы просто не сможем даже говорить о международном признании.

Третье и, наверное, самое важное, на чем я остановлюсь: мы договорились о том, что постановлением правительства будет принят перечень международных стандартов, и прежде всего это линейка «17000», (МС ИСО/МЭК 17000: 2004 - международный стандарт, устанавливающий общие термины и определения, относящиеся к оценке соответствия, включая аккредитацию органов по оценке соответствия, а также к использованию оценки соответствия в целях содействия торговле. - «Ведомости»). Таким образом, наши стандарты по оценке соответствия будут обеспечивать презумпцию соответствия обязательных требований к лабораториям и органам по сертификации, которые установлены в нашем законодательстве. Это действительно обеспечит нам работу напрямую не только по духу, но и по букве международных стандартов, а это фундамент для признания.

Понятно, что вся эта законотворческая деятельность нам нужна не сама по себе. После вступления в силу закона и внедрения его основных положений (мы планируем, что это будет в середине 2014 г.) будет развита работа с международными организациями по аккредитации.

На сегодня Росаккредитация уже имеет статус ассоциированного члена ИЛАК (ILAC - International Laboratory Accreditation Cooperation, Международная организация по аккредитации лабораторий. - «Ведомости»). Следующий шаг - это полноправное членство, которое станет возможным только после принятия закона.

Кроме этого у нас есть очень важный трек - региональная интеграция. Сегодня мы на пороге первого шага к созданию региональной ассоциации по аккредитации и готовим соответствующий меморандум с органами по аккредитации Евразийского региона. Такая работа находит полное понимание у наших партнеров в ИЛАК и ИАФ (IAF, International Accreditation Forum, Международный аккредитационный форум. - «Ведомости»), потому что они все больше опираются именно на региональные ассоциации. И задача нашей региональной ассоциации - задать региональную планку (в том числе исходя из географических и иных особенностей), которая позволяла бы максимально правильно с точки зрения наших интересов трактовать положения стандартов, зачастую довольно размытых.

Речь идет о сотрудничестве как с Западом, так и с Востоком. Недавно соответствующий меморандум мы подписали со словаками, на днях - с Вьетнамом. Разумеется, наибольшую заинтересованность проявляют те, кто стремится к созданию зоны свободной торговли с Российской Федерацией. Так что для создания такой ассоциации есть экономические предпосылки.

В завершение не могу не отметить: есть миф, что признание результатов аккредитации, результатов деятельности аккредитованных лиц автоматически обеспечивает свободное перемещение товаров. Это не так. Как минимум должны быть: обязательные либо эквивалентные требования к перемещаемой продукции; обязательная либо эквивалентная процедура оценки и подтверждения соответствия и одинаковые либо эквивалентные методы. Вот здесь кроется то пространство для маневра и для нашей совместной работы - как с точки зрения защиты наших рынков, так и с точки зрения поддержки точек роста. n

Реплика модератора

Владимир Саламатов: Я был в испытательной лаборатории в Астане, в Казахстане. Там мне показали все методы, которые используются, и продемонстрировали, что лаборатория участвует во всех сличительных испытаниях, которые проводит Французский центр внешней торговли - CNCE (а там участвуют все лаборатории в мире, проверяющие продукцию перед тем, как она выходит на зерновую биржу). Так вот, они говорят: «Вы знаете, мы не понимаем: наши сертификаты стоят дороже, чем те, что предлагают многие лаборатории на территории Казахстана. Но все почему-то идут к нам». Ответ простой: потому что весь мир без дополнительных испытаний принимает результаты исследований этой лаборатории и никаких дополнительных подтверждений и проверок больше не требуется. Вот для этого и создан российский орган по аккредитации.