Рекламные доходы прошли мимо казны

Комитет по печати в 2011-2013 гг. недополучил 107 млн руб. доходов за пользование участками под рекламу, считает Контрольно-счетная палата
Срок размещения большинства рекламных щитов истек в этом году/ Е. Кузьмина/ Ведомости

У 9630 из 11 287 рекламных конструкций в Петербурге истекли договоры на установку и эксплуатацию, сказано в отчете Контрольно-счетной палаты (КСП) Петербурга (копия документа есть у «Ведомостей»). С 2011 по 2013 г. бюджет Петербурга недополучил 78 млн руб. доходов за оплату фактического использования земельных участков, зданий или иной недвижимости и 29 млн руб. доходов в виде госпошлины за выдачу разрешения на установку рекламных конструкций, сказано в отчете. Он был предоставлен по запросу депутата заксобрания Марины Шишкиной. КСП проверяла деятельность комитета по печати и взаимодействию со СМИ и подведомственных ему организаций за 2011-2013 гг. Председатель КСП Вадим Лопатников подтвердил, что проверка комитета по печати проводилась, но еще не подписан протокол разногласий, только после него можно будет комментировать результаты. Комитет по печати вчера не ответил на запрос «Ведомостей».

В течение 2011-2013 гг. комитет по печати не проводил торги, в результате операторы наружной рекламы незаконно эксплуатируют конструкции: без заключения договоров с СПБ ГУП «Городской центр размещения рекламы» (ГЦРР), без разрешения комитета по печати и без уплаты госпошлины, сказано в отчете. Операторы должны были демонтировать рекламные конструкции в течение трех дней после истечения срока договора, но не сделали этого, следует из отчета. ГЦРР ежемесячно отправляет предписание демонтировать конструкции и заплатить за фактическое использование участков, зданий или иной недвижимости. В структуре доходов комитета на размещение рекламы на объектах, находящихся в собственности Петербурга, приходится от 93 до 97% (см. врез). Комитет планировал получить по итогам 2013 г. 1,4 млрд руб. доходов, сказано в отчете. КСП предлагает принять меры по устранению нарушений. Предписания КСП обязательны для исполнения, за нарушение предусмотрен административный штраф от 1000 до 2000 руб. для должностных лиц или дисквалификация до трех лет, говорит партнер «Дювернуа лигал» Игорь Гущев. По его словам, цель у таких проверок - улучшить эффективность получения доходов и расходования бюджетных средств.

После 2008 г., когда была заключена большая часть договоров на размещение рекламных конструкций, правительство Петербурга не продлевало их действие. Новую схему их размещения и концепцию развития рынка комитет по печати разрабатывает с 2011 г. Его председатель Александр Лобков в конце 2012 г. говорил, что из 14 500 рекламных конструкций в Петербурге останется 12 000.

Комитет подготовил документы, необходимые для проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, это проекты изменений в постановление № 6 «О совершенствовании деятельности по упорядочению размещения наружной рекламы и информации в Петербурге» и в закон «О мерах по реализации ФЗ «О рекламе», приводятся пояснения комитета в отчете. Подготовленную комитетом концепцию развития рынка наружной рекламы еще не согласовали КГИОП и комитет по благоустройству, сказано в отчете.

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко рассказал в интервью «Ведомостям», что поручил до 20 декабря представить ему проект концепции, затем она будет рассматриваться на заседании правительства. В августе департамент СМИ и рекламы Москвы разыграл на аукционе 7366 мест под афиши, стенды и щиты сроком на 10 лет. Стоимость 16 лотов, в которые они были сгруппированы, выросла со стартовой цены в 22 млрд до 75 млрд руб.