Сделки года


Ростовские банки для питерской ипотеки

Два небольших ростовских банка в этом году сменили владельцев - оба купили строительные компании из Санкт-Петербурга. Совладельцы СК «Дальпитерстрой» Аркадий Скоров и Екатерина Леонова с партнерами купили «Ростфинанс» (капитал на момент покупки - 197,4 млн руб.), а владельцы строительной группы «Норманн» Валерий Шемраков и Владимир Смирнов - Донхлеббанк (капитал был 276 млн руб.). Цели у покупателей одинаковые - развивать ипотечное кредитование, прежде всего в Санкт-Петербурге (в Ростове у них нет проектов и даже планов). Оба банка уже открыли свои офисы в Санкт-Петербурге. «Мы как строители работаем по ипотечным программам с ведущими банками, но у нас есть свое понимание, какой предлагать ипотечный продукт, как его продавать, нам кажется, мы что-то сможем сделать лучше», - объяснял покупку Донхлеббанка Шемраков. «В этом году нарастили капитал до 570 млн руб., разработали три программы ипотечного кредитования, кредитный портфель вырос вдвое - примерно до 600 млн руб. В следующем году планируем его рост до 1,5 млрд руб., рост капитала минимум вдвое, открытие 4-5 офисов в Ростове и четырех в Санкт-Петербурге», - рассказал председатель правления «Ростфинанса» Андрей Прохватилов.

Премиум-поглощение

Компания «Панавто», занимавшая в прошлом году, по собственным данным, 15% московского и 12% российского рынка новых автомобилей Mercedes, в этом году вышла из бизнеса в Ростове, чтобы сосредоточиться на своем основном, московском, направлении. Ее ростовские компании, имевшие два дилерских центра, купила краснодарская ГК «Ключавто», единственный дилер Mercedes в Краснодарском и Ставропольском краях; теперь «Ключавто» - единственный дилер этого бренда на юге России. Участник рынка оценивал сделку в 500 млн руб. Это первая на юге сделка по поглощению одного автодилера другим. Единственный случай до этого, когда автодилерский бизнес менял владельца, - покупка группой «Синдика» экс-президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова ставропольской группы «Дримкар» в 2011 г. Но «Дримкар» к тому моменту разорился, закрыл часть салонов, а «Синдика» заходила в бизнес, скупая долги дилера у банков. И «Синдика» до этого не была дилером. «Планы позитивные: купили два дилерских центра, строим третий в Ростове. Довольны будем тогда, когда деньги вернем в банк за это приобретение. В итоге у нас в Ростове будут два автоцентра по продаже легковых автомобилей, а третий станет центром по обслуживанию малотоннажных коммерческих автомобилей», - говорит исполнительный директор «Ключавто» Антон Сергеев.

Долгий кредит

За кредитом в ВЭБ на строительство пятизведочной Hyatt в центре Ростова группа «Дон-плаза» обратилась летом 2011 г., осенью заявка была предварительно одобрена, и в конце сентября председатель ВЭБа Владимир Дмитриев по пути на Сочинский форум завез в Ростов подписанный им кредитный договор - 3,1 млрд руб. на 15 лет под 11,5%, при субсидировании Ростовской областью 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. Весь проект гостиницы обойдется в 4,6 млрд руб. Не меньше месяца заняло подписание кредитного договора областным правительством, говорил менеджер «Дон-плазы». «На следующей неделе получим первый транш - сейчас все процедуры завершены, все индикативы банка выполнены. $100 млн так просто на дают», - говорит президент «Дон-плазы» Игорь Горин. Вице-президент «Дон-плазы» Андрей Демишин рассказывал ранее, что подписать кредитный договор планировалось в феврале-марте 2013 г., а открыть гостиницу - к 1 мая 2014 г. «Сейчас обсуждаем с подрядчиком уплотнение графика работ, с тем чтобы открыться к концу следующего года», - говорит Горин.

НЗСП с дисконтом

ЗАО «Авиационно-космический «Спецтехкомплект», принадлежащее основному бенефициару Фондсервисбанка Александру Воловнику, купило на торгах активы обанкротившегося Новочеркасского завода синтетических продуктов (НЗСП) - за лот из 10 участков (площадью около 90 га), 116 зданий, 43 передаточных устройств, 68 единиц оборудования и силовых машин «Спецтехкомплект» заплатил 20,25 млн руб. Торги шли с еженедельным снижением цены, а стартовая цена была 1,5 млрд руб. Столичная трастовая компания «Союз» (его основной бенефициар - Воловник) включает десятки компаний и давно искала такую площадку для размещения промышленного производства - с коммуникациями и удобную с точки зрения логистики, сказал директор Фондсервисбанка по информационной политике Григорий Белкин. За полгода до «Спецтехкомплекта» первую часть активов НЗСП купила новочеркасская компания «Росстрой». Торги по участку 260 га, включающему котельную и инженерные сети, начинались с 1,1 млрд руб., а «Росстрой» дождался падения цены до 261 млн руб. «Мы заплатили нормальную цену, а остальное - это их кухня», - говорит директор «Росстроя» Сергей Шершуков.

Cargill втянулся в дело

В начале декабря группа «Дело» сообщила, что продала 25% зернового терминала в порту Новороссийска одному из крупнейших мировых трейдеров сельхозпродукции - Cargill. Проданы акции ОАО «Комбинат «Стройкомплект» (КСК), сумма сделки не разглашается. Мощность терминала - 3,5 млн т зерна в год (16% общероссийского объема перевалки зерна). По оценке аналитиков из Raiffeisenbank, стоимость пакета могла составить $66 млн. На Cargill приходится около 20% грузооборота КСК, рассказывал гендиректор Delo Ports Тимофей Телятник. Сделка не изменит статус компании как независимого терминала, отмечает он. «Стройкомплект» выглядит очень прибыльным бизнесом: в 2012 г. при выручке 711 млн руб. его чистая прибыль составила 320 млн руб.