Тема недели: Королевства кривых PRISM


Деятельность АНБ по тотальной слежке за интернет-пользователями может привести к дроблению интернета на национальные сегменты со своими стандартами, которые государства могут ввести, чтобы воспрепятствовать слежке за их гражданами, предупредила на этой неделе президента США Барака Обаму гендиректор Yahoo! Марисса Майер на его встрече с главами технологических компаний. IT-менеджеры попросили Обаму ограничить права АНБ, но не получили обещания сделать это.

За последние десятилетия интернет в самом деле стал пространством без границ, вдохновляющим и героев, и мошенников. В нем с трудом применяются национальные законы, потому что информация, появляющаяся у нас на экранах, зачастую находится в другой стране. Прозрачность границ в интернете стала головной болью как для тех, кто борется с преступностью, так и для тех, кто борется с инакомыслием. Поэтому неудивительно, что и те и другие зачастую лелеют идею «навести порядок» в интернете.

Вот и российский министр иностранных дел Сергей Лавров на днях рассказал, что Россия, несмотря на противодействие зарубежных стран, будет добиваться создания международной организации для контроля «за недопустимостью злоупотребления интернетом в каких бы то ни было целях». По его словам, уже «встает во весь рост вопрос об управлении интернетом».

В нашей стране желания эти причудливо переплетаются - например, в законе о защите детей от нежелательной информации, по которому под запретом в итоге оказывается информация, взятая с сайта ФСКН. Или в решении Лиги безопасного интернета Константина Малофеева отфильтровывать сайты организаций, на которые укажут православные эксперты, как на опасные секты. Есть и свежие новости с фронта борьбы с интернетом - на этой неделе Госдума приняла в первом чтении закон о досудебной блокировке сайтов, заподозренных в экстремизме. Под экстремизм будет подпадать, например, июльский призыв в соцсетях выйти на Манежную площадь после приговора оппозиционному политику Алексею Навальному.

Таким образом, слова Майер не преувеличение. У ошарашенных размахом программы PRISM государств велик соблазн вернуться к методам времен холодной войны: создать себе независимые стандарты, а с ними и аналоги PRISM для контроля за собственными гражданами, разбежаться по своим уютным национальным сетям. И, к сожалению, судьба интернета их при этом мало беспокоит.