Оружие ОДКБ - контрпропаганда

Генсек ОДКБ Николай Бордюжа призвал противостоять главной угрозе - цветным революциям. Эксперты посоветовали активнее работать с НКО и усиливать идеологию

График революций

2003 - «революция роз» в Грузии 2004 - «оранжевая революция» на Украине 2005 - «тюльпановая революция» в Киргизии 2010 - вторая революция в Киргизии

По оценкам экспертов стран ОДКБ, опасность цветных революций выдвигается на первый план в ряду нетрадиционных вызовов, угроз и рисков», - сообщил вчера генсек Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа участникам прошедшего в секретариате организации в Москве круглого стола, посвященного борьбе с подобными моделями смены власти. В ОДКБ входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан.

Условием цветной революции, по словам Бордюжи, является «сформировавшаяся или подготовленная продвинутость общества в области так называемых демократических прав при отсутствии достаточной прочности властных структур», способами осуществления - давление на власть, которая деморализуется и лишается контроля, целями - «полная или частичная дезинтеграция государства, замена государственного руководства на лояльные режимы, установление над страной внешнего контроля», движущей силой - молодежь и другие незащищенные группы, не обладающие знанием и опытом.

Подобная революция, по словам Бордюжи, может иметь успех только там, где «есть условия и инфраструктура в виде многочисленных и финансируемых из-за рубежа неправительственных организаций». Организаторы революций, по мнению Бордюжи, не гнушаются любыми способами, в том числе выходящими за рамки правового поля и морально-нравственных норм. В качестве примера он привел «высокопоставленного чиновника одного из уважаемых государств, яро радеющего за демократические ценности, который вдруг принародно любезничает с радикальным националистом и махровым антисемитом».

Бордюжа говорил о лидере украинского националистического объединения «Свобода», указал гендиректор политологического центра «Север-Юг» Алексей Власов. По словам Власова, с 2004 г., с «оранжевой революции» на Украине, задачи таких революций не изменились - разорвать связь постсоветских государств с Россией. Раньше попытки дестабилизации были привязаны к выборам, но нынешний кризис на Украине показал, что теперь это условие необязательно - людям навязывается цивилизационный выбор между «добром» и «злом» - Европой и евразийским интеграционным проектом, сказал Власов. За 10 лет, по замечанию эксперта, изменились и методы - на первый план вышла работа в интернете, западные страны, НАТО уже создали центры кибербезопасности, где не только следят за дискуссией, но и формируют контент.

В числе приемов - подмена фотографий с места событий снимками из других мест, распространение слухов, привел примеры работы в сети Сергей Чурилов, директор Национального информцентра противодействия терроризму.

Признав преимущество «западных» НКО в интернете, эксперты предложили меры противодействия. Создать координационное бюро по ОДКБ по информбезопасности недостаточно, считает Власов, нужно самим создавать контент и инструменты контрпропаганды, в их создании должны быть задействованы все участники евразийской интеграции, иначе она так и будет рассматриваться как российский проект.

Начать нужно с предложения миру нового идеологического проекта, президент Путин, декларируя консерватизм, уже начал это делать, так как контрпропаганда заведомо проигрышна - она делается людьми, которые внутренне разделяют навязываемые извне ценности, говорил гендиректор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев.

Не забывать о том, что движущей силой революций являются граждане, понявшие, что государственные механизмы не дают им возможности выразить позицию, призвал собравшихся помощник замминистра обороны Александр Конузин, подчеркнув, что выступает не от имени Минобороны. По его мнению, нужно ликвидировать слабости государства, а также создавать собственные НКО, не боясь, если в чем-то их позиция расходится с официальной. Итоговый проект рекомендаций экспертов содержит предложение выработать правовые механизмы защиты информпространства шести стран и основы системы противодействия информационно-психологическому давлению против государств и населения стран.